Айвазовский Иван Константинович (Айвазян)
Художник-живописец, маринист. Автор религиозных картин. Представитель романтического направления традиционной живописи. Почетный гражданин г. Феодосия.
1817 | Родился в Феодосии, в Крыму, в армянской семье переводчика с восточных языков. |
1833-1837 | Учится в Академии художеств в Петербурге в классе батальной живописи. |
1841-1842 | Совершает поездку по Италии и Франции, Папа Римский покупает морской пейзаж Айвазовского для украшения Ватикана; успешная выставка в Париже. |
1844 | Выставка марин Айвазовского в Голландии. |
1845 | Путешествие по Греции и Передней Азии. |
1846-1848 | Создает серию произведений, посвященных истории русского флота. |
1847 | Военно-морское ведомство России отмечает десятилетие творческой деятельности художника. |
1848 | Батальные картины «Чесменский бой», «Наваринский бой». |
1850 | Создание знаменитой картины «Девятый вал», сделавшей имя художника популярным у зрителей. |
1853-1856 | Всю Крымскую войну проводит в Севастополе, создавая натурные зарисовки сражений на море и вокруг города. |
1857 | За большие заслуги перед искусством французское правительство награждает художника орденом Почетного легиона. |
1860-е | Совершает поездку по Кавказу. |
1868 | Пишет ряд картин, посвященных борьбе греческого народа против турецкого владычества. |
1869 | Путешествие в Египет. |
1871 | Проводит археологические раскопки в Феодосии, строит на свои средства Феодосийский археологический музей. |
1870-е | Совершает поездки в Рим, Венецию, Флоренцию. |
1879 | Посещает Геную, чтобы собрать материалы об открытии Америки Колумбом. |
1880 | Основание Феодосийской картинной галереи. |
1881 | Картина «Черное море». |
1880-е | Путешествие по Волге; выставка в Петербурге, посвященная сорокалетию творчества художника. |
1892 | Путешествие в Нью-Йорк и Вашингтон. |
1880-1900 | Строительство в Феодосии водопровода на средства почетного гражданина г. Феодосии Айвазовского. |
1900 | Умер 19 апреля в своей мастерской в Феодосии. |
И. Крамской о картине Айвазовского "Черное море": «Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
Иван Константинович Айвазовский был одним из самых популярных художников своего времени. Кроме того, что он был чрезвычайно плодовит, его произведения находили всегда и своего зрителя, и своего покупателя. Вероятно, Айвазовский очень точно «нащупал» свою тему, ту струну зрительского интереса, которая продолжает отзываться на его картины в течение полутора веков. Своей темой художник избрал море, воплощение своенравной, свободной стихии.
Романтический образ безбрежных далей всегда волновал русскую душу. Еще историк С. Соловьев подметил привязанность людей Великой Русской равнины к образам бесконечного странствия. Русские зрители середины XIX века, привыкшие к сценической выстроенности, обрамленности и ухоженности современных пейзажей, написанных на европейский манер, впервые увидели в картинах художника безбрежную стихию. Иллюзорно написанная вода, стекленеющая зеленая масса, казалось, выплескивалась за тяжелые рамы. Архетип страннических видений древних предков, славян, скифов, выходивших на край мира, к берегам Черного моря, оживал при взгляде на полотна Айвазовского.
Но к простоте изображения «просто моря, просто воды» художник пришел не сразу.
После окончания Академии художеств молодой армянин из города на побережье, ставшего благодаря близости с летними резиденциями царской семьи одним из курортных центров, писал простые академические марины. В изображении моря всегда присутствовал некий сюжет: сражение, морская прогулка, рыбацкие лодки — и художнику, и зрителям пейзаж виделся как часть обжитого, населенного людьми мира.
Уже в ранних произведениях Айвазовскому удавалось передать флюоресцентную поверхность моря, которая, подобно Луне, отражает свет, будто подсвечена изнутри. Линия берега, скалы, огни города постепенно уходят на периферию картины, а центральная часть остается только для изображения воды. Умение писать воду художник использует также и для усиления эмоционального впечатления в религиозных композициях. Изображая исход Израиля, предводительствуемого Моисеем через Черное море, виденные в жизни волны художник переносит в картину чудесного явления. Перед нами создается иллюзия раздвигающихся вод. Прозрачных волн, встающих, как в сильный шторм (как на картине «Девятый вал») отвесными скалами по сторонам путников.
Свое умение преображать реальность и делать реальным чудо Айвазовский передал своим ученикам.