Айвазовский Иван Константинович (Айвазян)

Айвазовский Иван Константинович

Художник-живописец, маринист. Автор религиозных картин. Представитель романтического направления традиционной живописи. Почетный гражданин г. Феодосия.

Основные этапы жизни
1817 Родился в Феодосии, в Крыму, в армянской семье переводчика с восточных языков.
1833-1837 Учится в Академии художеств в Петербурге в классе батальной живописи.
1841-1842 Совершает поездку по Италии и Франции, Папа Римский покупает морской пейзаж Айвазовского для украшения Ватикана; успешная выставка в Париже.
1844 Выставка марин Айвазовского в Голландии.
1845 Путешествие по Греции и Передней Азии.
1846-1848 Создает серию произведений, посвященных истории русского флота.
1847 Военно-морское ведомство России отмечает десятилетие творческой деятельности художника.
1848 Батальные картины «Чесменский бой», «Наваринский бой».
1850 Создание знаменитой картины «Девятый вал», сделавшей имя художника популярным у зрителей.
1853-1856 Всю Крымскую войну проводит в Севастополе, создавая натурные зарисовки сражений на море и вокруг города.
1857 За большие заслуги перед искусством французское правительство награждает художника орденом Почетного легиона.
1860-е Совершает поездку по Кавказу.
1868 Пишет ряд картин, посвященных борьбе греческого народа против турецкого владычества.
1869 Путешествие в Египет.
1871 Проводит археологические раскопки в Феодосии, строит на свои средства Феодосийский археологический музей.
1870-е Совершает поездки в Рим, Венецию, Флоренцию.
1879 Посещает Геную, чтобы собрать материалы об открытии Америки Колумбом.
1880 Основание Феодосийской картинной галереи.
1881 Картина «Черное море».
1880-е Путешествие по Волге; выставка в Петербурге, посвященная сорокалетию творчества художника.
1892 Путешествие в Нью-Йорк и Вашингтон.
1880-1900 Строительство в Феодосии водопровода на средства почетного гражданина г. Феодосии Айвазовского.
1900 Умер 19 апреля в своей мастерской в Феодосии.
Черное море Черное море

И. Крамской о картине Айвазовского "Черное море": «Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

Иван Константинович Айвазовский был одним из самых популярных художников своего времени. Кроме того, что он был чрезвычайно плодовит, его произведения находили всегда и своего зрителя, и своего покупателя. Вероятно, Айвазовский очень точно «нащупал» свою тему, ту струну зрительского интереса, которая продолжает отзываться на его картины в течение полутора веков. Своей темой художник избрал море, воплощение своенравной, свободной стихии.

Романтический образ безбрежных далей всегда волновал русскую душу. Еще историк С. Соловьев подметил привязанность людей Великой Русской равнины к образам бесконечного странствия. Русские зрители середины XIX века, привыкшие к сценической выстроенности, обрамленности и ухоженности современных пейзажей, написанных на европейский манер, впервые увидели в картинах художника безбрежную стихию. Иллюзорно написанная вода, стекленеющая зеленая масса, казалось, выплескивалась за тяжелые рамы. Архетип страннических видений древних предков, славян, скифов, выходивших на край мира, к берегам Черного моря, оживал при взгляде на полотна Айвазовского.

Но к простоте изображения «просто моря, просто воды» художник пришел не сразу.

После окончания Академии художеств молодой армянин из города на побережье, ставшего благодаря близости с летними резиденциями царской семьи одним из курортных центров, писал простые академические марины. В изображении моря всегда присутствовал некий сюжет: сражение, морская прогулка, рыбацкие лодки — и художнику, и зрителям пейзаж виделся как часть обжитого, населенного людьми мира.

Уже в ранних произведениях Айвазовскому удавалось передать флюоресцентную поверхность моря, которая, подобно Луне, отражает свет, будто подсвечена изнутри. Линия берега, скалы, огни города постепенно уходят на периферию картины, а центральная часть остается только для изображения воды. Умение писать воду художник использует также и для усиления эмоционального впечатления в религиозных композициях. Изображая исход Израиля, предводительствуемого Моисеем через Черное море, виденные в жизни волны художник переносит в картину чудесного явления. Перед нами создается иллюзия раздвигающихся вод. Прозрачных волн, встающих, как в сильный шторм (как на картине «Девятый вал») отвесными скалами по сторонам путников.

Свое умение преображать реальность и делать реальным чудо Айвазовский передал своим ученикам.

Другие картины художника:

Великие пути. Кронштадт Венеция Вид на Москву с Воробьевых гор Десант Раевского у Субаши Керчь Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года Шторм в ночи Неаполитанский залив ночью Кораблекрушение у Афонской горы
 
Всего комментариев: 0

[скрыть редактор]