Кипренский Орест Адамович
Художник-живописец, портретист, представитель романтического направления русского искусства
1782 | Родился на мызе Нижинской близ Петербурга, сын крестьянки Анны Гавриловой, крепостной помещика А. Дьяконова. |
1788 | Помещен А. Дьяконовым в Академию художеств, учился у профессоров Г. Угрюмова и Г. Дуайена в классе исторической живописи. |
1803 | Окончил Академию с Большой золотой медалью за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем». |
1804 | «Портрет А. К. Швальбе». |
1805 | «Портрет мальчика Челищева». |
1809 | «Автопортрет с кистями»; «Портрет полковника лейб-гусарского полка Е. В. Давыдова». |
1810-1816 | Расцвет портретного творчества; создание карандашных портретов. |
1809-1811 | Живет в Москве. |
1812 | Во время Отечественной войны полковника лейб-гусарского полка Е. В. Давыдова. |
1809-1816 | Расцвет портретного творчества; создание карандашных портретов. |
1809-1811 | Живет в Москве. |
1812 | Во время Отечественной войны 1812 года работает в Твери; возвращается в Петербург. |
1814 | «Портрет М. П. Мордвинова» (карандаш). |
1816 | Отъезд за границу в качестве пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны; «Портрет поэта В. А. Жуковского». |
1823 | Парижский период; встреча с Гете в Мариенбаде. |
1823-1828 | Второй петербургский период. |
1827 | «Портрет А. С. Пушкина». |
1828-1836 | Второй заграничный период, проживаете Риме с женой и дочерью. |
1831 | Портрет «Читатели газете Неаполе». |
1836 | Умирает в Риме. |
Получив хорошее академическое образование в классе профессоров Г. Угрюмова и Г. Дуайена, Кипренский оставил занятия исторической живописью и предался изучению человеческого лица, стал портретистом. Ранние портреты художника отмечены романтическим влиянием современных европейских художников. Контрастное освещение, подчеркивающее скульптурную лепку лица, его эмоциональную напряженность, сочетается с небрежной, будто растрепанной прической «ветер в затылок», свободный костюм, абстрактный, но насыщенный живописным движением фон — приметы романтического портрета. Романтический персонаж-антагонист, находящийся в вечном конфликте с окружающей средой, он гоним внутренним беспокойством, как герои Байрона или Шиллера. Таков герой «Автопортрета» художника. Романтический, революционный порыв будто овевает и лицо мальчика Челищева в одноименном портрете. Неразработанность фона представляет почти символическое начало,борьбу с тьмой, безымянной и безобразной.
Написанный в 1809 году портрет двоюродного брата поэта Дениса Давыдова Е. Давыдова стал предчувствием появления десятков героических образов во время Отечественной войны 1812 года. Произведение Кипренского предвещает и появление целой плеяды героических портретов в галерее Войны 1812 года в Императорском Эрмитаже. В фигуре бравого гусара есть элемент позерства перед художником и зрителем, бравады на фоне грозового пейзажа с могучим дубом, порывами ветра, но герой оказывается более стойким, чем сама природа. Давыдов изображен в несколько манерной позе, подобно героиням ведущего портретиста 1790-х—1800-х годов В. Боровиковского, основного представителя русского сентиментализма.
Карандашный портрет Кипренского — отдельная тема творчества, связанная с романтическим мироощущением. Карандаш оставляет зарисовку «милого образа», и его след на бумаге не вечен, подобно засушенным цветам и записям на дневниковых страницах. Мужские портреты карандашом исполнены у Кипренского в более сдержанной манере, чем женские, он насыщает их тоном, утяжеляет, придает материальность. Но та же техника в женских портретах позволяет разрушить плотность материи,создать впечатление легкости, как у волшебных фей и сильфид.
Произведения Кипренского по возвращении из Италии более спокойны, чем произведения раннего периода. По состоянию модели, более пристально вглядывающейся в зрителя, уравновешенности композиции можно судить о внутреннем состоянии самого художника. В Италии он сближается с кругом русских путешественников- романтиков, среди которых поэт В. Жуковский; исполняет их портреты, чаще карандашом и акварелью. Рим и Флоренция — два центра истории искусства, притягательные для художника. Там он знакомится с античным наследием, изучает портреты эпохи Возрождения.
Портрет А. Пушкина, написанный в Петербурге, отмечен некоторой статичностью. Поэт, в перекинутом через плечо клетчатом «байроновском» пледе, овеян легким порывом ветра, только кудри взметнулись, и взгляд мечтательно и внимательно устремлен вдаль, как у человека, прислушивающегося к «звуку струн небесных». Кипренский пишет поэта, уже известного публике, признанного гения русской словесности; акцентируя эту характеристику, портретист помещает позади Пушкина современную эпохе статую музы с кифарой, видимо работы русского скульптора-классициста. А жест Пушкина замкнут, будто он уже стал памятником и отлит в бронзе.
Жизнь Кипренского напоминает романтическую новеллу, где из неясных движений среды герой, руководствуясь интуицией, делает многозначительные выводы и строит свои внешне логичные поступки. Спустя несколько лет, «спасаясь от непризнания», он уезжает в Италию, где пишет ряд портретов, жестких и невыразительных по цвету, как засохшие цветы.