Куинджи Архил Иванович
Художник-живописец, пейзажист. Академик, руководитель класса пейзажной и перспективной Живописи Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Представитель романтического направления реалистического искусства второй половины XIX века.
1842 | Родился в Таганроге Донской казачьей области. |
1860 | Переехал в Петербург. |
1860 | Получил от Академии художеств звание «неклассного» художника (низшее в академической табели о рангах). |
1874 | Выступил на 3-й выставке Товарищества передвижников с картиной «Забытая деревня». |
1875 | «Чумацкий тракт». |
1876 | «Украинская ночь». |
1880 | «Ночь на Днепре». |
1894 | Избирается академиком Академии художеств. |
1894-1897 | Руководит пейзажным классом Академии художеств. |
1910 | Умирает в своем доме в Петербурге. |
Молодой одаренный человек из провинции приехал в Петербург в надежде стать художником, учиться в Академии. После неудачной попытки поступления начинает самостоятельные занятия, а страстное стремление обрести учителя толкает его в дальний путь — в Ялту к И. Айвазовскому. Холодный прием отрезвил молодого человека, но отнюдь не охладил его тяги к искусству. Спустя несколько лет он уже самостоятельно выставляется, и его первое участие в крупной выставке — 3-й экспозиции картин Товарищества передвижных художественных выставок в 1874 году — привлекает к себе внимание. За год до его появления перед широкой публикой от чахотки скончался Ф. Васильев, молодой, подававший большие надежды живописец-пейзажист. Та высокая роль самостоятельной картины, передающей глубокие лирические переживания, единение человека и природы, которая утвердилась за пейзажем в произведениях Ф. Васильева «Оттепель», «Деревня», «Владимирская дорога», заставила публику по-иному оценить и картину нового автора.
Куинджи уже в ранних произведениях стремится передать монументальность окружающего мира. Деревья на его картинах лишены рисунка коры и отдельных листьев на ветвях, прожилки ствола, крона — все обобщается, как в работе скульптора, отсекающего все лишнее, оставляя только сердцевину. Куинджи — замечательный мастер света, он видит и передает тончайшие градации тона. Цвет, а не прорисовка деталей создают выпуклость образов и атмосферу каждого пейзажа. В картине «Днепр» (1882) художнику присущи симметрия и удивительное чувство панорамы, величаво расстилающиеся дали, увиденные с высоты косогора над Днепром или воображаемые, невидимые зрителю за березами над ручьем широты, едва намеченные в картине «Березовая роща» (1878). Композиции просты, но в них есть широкое романтическое дыхание, как в маринах И. Айвазовского.
Так и кажется, можно полететь над просторами степей и гор.
Самая известная картина мастера — «Ночь на Днепре» (1880) — вызвала сенсацию на выставке передвижников. Лунный диск, отражающийся в воде, маленький хутор на высоком берегу, свечи тополей и пустынная дорога, бегущая на свет в оконце хаты, — этот непритязательный мотив был исполнен, казалось, в том же колорите, что и «Русалки» И. Крамского, на те же популярные в 1870-е годы малороссийские мотивы. Но свет луны в картинах Куинджи был настолько ярок, что барышни заглядывали за холст, уверяя, что там лампочка, — точное тоновое наблюдение светящегося светлого на темном фоне создало этому холсту славу необычайного, загадочного произведения. «Ночь на Днепре», как и другие произведения Куинджи, запоминается с первого взгляда благодаря необычным колористическим решениям и лаконичной композиции.
Художник пишет широкую панораму и выделяет в пейзаже один центр — Луну, ритмически она поддержана точкой окна и зеркалом воды, простая, легко укладывающаяся в угол зрения фигура — треугольник —остается в памяти, как и чарующий, загадочный колорит, который может на словах передать только поэт. Куинджи, достигший славы и финансового успеха, поддерживал своих студентов учреждением стипендий и бесплатными квартирами в своем доме. Несколько лет преподавания академика Архипа Ивановича Куинджи в Академии художеств подарили русскому искусству замечательных пейзажистов, например Н. Рериха.