Левитан Исаак Ильич
Художник-живописец, пейзажист, мастер Лирического пейзажа. Преподаватель Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках Товарищества передвижников. Представитель реалистической школы.
1860 | Родился в семье переводчикам железнодорожного служащего Ильи Левитана в местечке в Литве. |
1872 | Переезд в Москву. |
1876-1879 | Учеба в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у пейзажиста А. Саврасова. |
1879 | Впервые выступает на выставке московских художников с пейзажем «Осенний день. Сокольники». |
1880-е | Поездки по Волге, создание ряда волжских пейзажей |
1894 | Принятие православного крещения. |
1890-е | Расцвет философской лирической пейзажной живописи, создание картин «Над вечным покоем» (1894), «Март» (1895), «Озеро. Солнечный день» (1899-1900), «Сумерки. Стога» (1899), «Летний вечер» (1900). |
Исаак Ильич Левитан вошел в русское искусство с целой плеядой молодых художников: А. Куинджи, И. Репин, В. Суриков. Все они стали постоянными участниками выставок и членами Товарищества передвижных художественных выставок. Каждый из художников этого «поколения классиков» привнес свое направление, свою ноту, их мироощущение в русское искусство. Левитан — пейзажист, его пейзаж называют лирическим, поэтическим, музыкальным. Ученик А. Саврасова, Левитан уже в первой картине, «Осенний день. Сокольники», заявил о связи с традициями своего учителя и пейзажиста Ф. Васильева. Мягкий колорит Левитана, мягкие светотеневые переходы, влажный воздух, будто ренессансное сфуматто, обволакивающий предметы, перспектива дороги, уходящей в дымку, одинокая женская фигура, — все создавало щемящее настроение грусти. Не важно, ходил ли сам зритель по дорожкам парка в Сокольниках осенью, но пейзаж Левитана настолько обобщен, «очищен» от всего сиюминутного, от знаков конкретного места, что в нем воплотилось чувство осени, переживаемое каждым.
Каждое лето и начало осени художник уезжал из Москвы за город или путешествовал по Волге, Оке, как И. Репин, Ф. Васильев, В. Поленов, или жил в деревне, снимая угол у крестьянина, или в гостях у семьи Чеховых в Мелехове. Левитан, подобно многим героям своего времени, становился «дачником», тонким, чувствительным городским интеллигентом, убегающим на время из города, чтобы соединиться с природой. Рано утром художник уходил на этюды, днем писал, а вечерами веселые шарады, домашний театр-и музыкальные вечера чередовались с рисованием ночных видов. Пейзажи Левитана часто сравнивают с фортепианными произведениями С. Рахманинова и П. Чайковского. Эти произведения воплощают личный опыт создателей и предназначены для камерного, личностного созерцания, через произведение творец и зритель как бы вступают в диалог на равных, разговаривая потом, что им обоим близко.
Тема этого диалога — душевные переживания, опыт, который можно воплотить в музыке, зримом образе и реже — в слове. После принятия Левитаном православного крещения он обращается к святоотеческой литературе и опьггу постижения божественного присутствия в природе. В пейзаже часто присутствуют купола храма, знак освященности всего мира. Если художник М. Нестеров, изображая созерцаемый мир Божий, обязательно вводит в него фигуру странника, монаха, святого, чтобы создать у зрителя правильный настрой для понимания изображения, то Левитану удается передать ощущение простора, воздушной легкости, радости от созерцания природы одними красками пейзажа.
Несмотря на то, что художника при жизни упрекали в этюдности, незаконченности картин, считали, что пейзаж с натуры — не картина, а лишь слепок с природы, сам Левитан придавал композиции большое значение. Обычно он избирает высокий горизонт, но не увиденный «глазами ящерицы», снизу, наоборот, будто уходящий вдаль, обозримый с высоты птичьего полета. Предметы на первом плане будто уходят вниз, стремятся выйти за поле картины, посередине картины даль расширяется вправо и влево, а дальний план, где тянется ниточка горизонта, изящно окольцовывает нашу прогулку по картине, возвращает внимание к центру полотна.
В последних работах, как писали исследователи, художник поднялся над личным переживанием и созерцанием мира до монументального образа-обобщения. Одна из последних работ мастера так и называется — «Русь». Огромное озеро, подернутое рябью, облака, подгоняемые ветром, вызывают в памяти образы славного града Китежа, унесшего с собой на дно озера радость колокольного звона и благочестивой жизни большого города, и водную ширь, увиденную варягами с кораблей в пределах земли русичей. Левитан пишет, как и прежде, не конкретное место, хотя оставляет узнаваемые черты реального пейзажа, но сами понятия-образы широты, радости, бесконечности, находит для их воплощения изобразительную форму.