Левицкий Дмитрий Григорьевич
Художник-живописец, портретист, автор религиозных картин. Придворный художник, представитель раннего классицизма.
1736 | Родился в Киеве в семье потомственного гравера, справщика (художника-редактора) издательства Киево-Печерской лавры. |
1750-е | Переезжает в Петербург, учится в портретной школе живописца Антропова. |
1760-1770-х | Ранний период самостоятельного творчества, выступает в качестве портретиста и религиозного живописца. |
1769 | Портрет А. Ф. Кокоринова. |
1770-1780-е | Расцвет портретного творчества. |
1772-1776 | Сюита из семи портретов «Смолянки», выполненная по заказу Екатерины II. |
1773 | Портрет П. А. Демидова. |
1779 | Портрет отца художника (портрет священника). |
1783 | «Екатерина законодательница». |
1790-1820-е | Поздний период творчества. |
1797 | Портрет Н. И. Новикова. |
К 1769 году Д. Левицкий выступает как молодой портретист, пользующийся благоволением Академии художеств. В его судьбе академическая система образования живописца, распространенная в Петербурге, наложилась на семейную художественную традицию. Воспитанный до совершеннолетия в Киеве, художник видел произведения польских и украинских портретистов, учившихся у европейский мастеров. В Петербурге он попал в атмосферу столицы, придворного искусства, но его ориентиры были уже знакомы Левицкому. Умение писать программный портрет, составленный как текст о социальном и имущественном положении портретируемого, введение в портрет изображений благодетелей и фаворитов, детей и старших родственников (в виде бюстов и акварелей) считалось частью образования художника-композитора. Хотя живописец пишет портрет одного лица, в композиции он рассказывает целую историю, связанную с окружением фигуры, восхваляя его добрые дела и сравнивая его личность с персонажами античной истории и мифологии.
В портрете А. Ф. Кокоринова художник демонстрирует свое владение пластической формой, рисунком, характеризующим жесты и мимику человека.
Портреты смолянок лишены богатых аксессуаров драгоценных тканей, художник любуется из молодостью свежей красотой. Рокайльный, разбеленный колорит голубых, розовых, зеленоватых тонов подходит к настроению портретов. Воспитанницы института, патронессой которого была сама императрица, изображены на театральной сцене. Наивно и искренне они разыгрывают сценки из жизни пастухов и пастушек, танцуют характерные танцы, получая удовольствие от своих карнавальных костюмов. Сюжеты «пастухов и пастушек», изображения сельских пейзажей на заднике сцены — фоне портретов, впервые получили признание при французском дворе последнего короля Людовика XIV Бурбона, стиль кукольной наивности и стремления к простоте жизни в гармонии с природой, был одной из главных тем стиля рококо, которым был увлечен русский императорский двор несколько лет, когда и Левицкий был одним из модных художников. Императрица Екатерина, состоявшая в переписке с философом французского Просвещения, Д. Дидро, заказала его портрет Левицкому. Его артистическая, блестящая манера ассоциировалась с французским придворным искусством Бурбонов, где блеск внешнего сочетался с простотой взгляда на мир и поиском идеала в гармонии с природой. В портретах смолянки изображены в ракурсе снизу, как будто увиденные на «сцене жизни», в изысканных театральных позах и радостной, непосредственной улыбкой — они живут в портретах, не умея еще надевать театральную маску светской жизни.
Портрет отца 1779 года — одно из немногих произведений этого периода, не отмеченное обилием внешнего блеска и мишуры, все внимание художник сосредотачивает на лице старца, продолжая линию глубокого, психологического портрета, начатую в произведениях И. Никитина, И. Матвеева, А. Антропова, И. Аргунова.
Портрет Екатерины-законодательницы являет другую сторону Левицкого-портретиста, мастера программного официального портрета. Портрет изображает императрицу идеальной государыней у алтаря Истины, облаченную в светлые одежды. Художник пишет императрицу красивее и моложе, создавая образ служительницы законов и «общего покоя».
Левицкий пережил свою эпоху, но его искусство еще при жизни живописца стало частью официальной дворцовой культуры.