Лосенко Антон Павлович
Художник-живописец классицист, мастер исторической картины, рисовальщик, профессор Петербургской Императорской Академии художеств.
1750-е | Учеба в Петербургской Академии художеств. |
Начало 1760-х | «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». |
1760-е | Пенсионер Академии художеств, посещает Париж, Рим. |
1763 | «Портрет актера Ф. Волкова». |
1770 | «Владимир и Рогнеда». |
1770-е | Профессор Академии художеств. |
1773 | «Прощание Гектора с Андромахой». |
«Стыдитесь, несмысленные почитатели иностранных, смотря на сего художника: никто вам не поверит, что в России не могут родиться великие люди».
Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины III, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским. Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка, а после получения за конкурсную картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность стажировки в Европе.
В Париже он пишет картину «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», а также ведет «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры...», где отмечает наиболее интересные произведения, рассуждает об их композиции и живописи. Больше всего его интересует «большой стиль» в искусстве Рафаэля, Рембрандта, Пуссена и картины, поразившие его своей жизненной пра вдой.
Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.
Соратники Лосенко, профессор Угрюмое, автор картины "Испытание силы Яна Усмаря", профессор Соколов, преподаватель Академии по рисунку, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка, в работах которого не видно никаких ошибок. На его произведениях учились поколения студентов Академии.
В последний год жизни Лосенко пишет картину на сюжет «Илиады» Гомера «Прощание Гектора с Андромахой». Художник создает широкое сценическое пространство, строит глубокую перспективу архитектуры, фигуры героев выводит к раме, как к рампе сцены. Пространство разделяется по принципам классического построения на три плана — дальний, написанный холодными синими красками, средний. где развивается все действие, и передний, как бы создающий раму для действия внутри картины. Фигуры героев написаны тонкими слоями (лессировками) цвета. Полупрозрачная живопись (гризайль) кажется написанной в одном колорите благодаря просвечивающему рисунку. Живопись построена на трех основных цветах, так называемая классицистическая цветовая триада: красном, желтом, синим, в смешении они дают остальные (дополнительные) цвета палитры.