Бенуа Александр Николаевич

Бенуа Александр Николаевич

Художник-график, живописец, театральный художник, историк искусства, художественный критик, издатель, литератор, коллекционер, один из авторов современного образа книги. Автор исторических композиций, иллюстраций. Духовный лидер объединения художников «Мир искусства», художественный руководитель «Русских сезонов» в Париже, автор монографий о русской живописи. Представитель русского модерна.

Основные этапы жизни
1870 Родился в Петербурге в семье архитектора Н. Бенуа.
1888 Участвует в издании многотомной монографии «История мирового искусства», автор 19-го тома. «История русского искусства XIX века».
1889 Женится.
1890-е  
  Живет в Париже и Петербурге, выступает в качестве консультанта по искусству княгини Н. Тенишевой в Париже.
1898-1899 Участвует в создании объединения художников, литераторов «Мир искусства»; выступает на выставках объединения с графическими произведениями по мотивам истории Версальского парка; редактор журнала «Мир искусства».
1903 Иллюстрирует издание поэмы А. Пушкина «Медный всадник» в издательстве И. Кнебель.
1907 Вместе с С. Дягилевым создает концепцию экспозиции выставки «Русский портрет XVIII-XIX веков»; становится художественным руководителем проекта С. Дягилева «Русские сезоны» в Париже, создает картины на темы русской царской охоты для иллюстраций книг издательства И. Кнебель.
1910-е Оформляет спектакли в Московском Художественном театре (МХТ), работает с Вл. Немировичем-Данченко и К. Станиславским.
1911 Художник-постановщик балета «Петрушка» на музыку И. Стравинского в Париже.
1922 Эмигрирует во Францию.
1956 Первое издание мемуаров А. Бенуа в Париже.
1987 Создание музея-квартиры семьи Бенуа в г. Пушкин (Царское Село).
Берег моря Берег моря

Александр Бенуа родился в семье, традиционно связанной с изящными искусствами, его отец был архитектором, семья дяди, скульптора Е. Лансере, также несколькими поколениями была связана с историей русского искусства (это и ровесник Александра Бенуа Евгений Лансере, и его сестра Зинаида Серебрякова). Рисовавший с детства, Александр Бенуа не предполагал для себя карьеру художника: в интеллигентной среде рубежа веков было принято, как и в дворянских семьях, заниматься искусствами для себя. Получивший домашнее образование, Бенуа вначале выступил в качестве осведомленного историка современного русского искусства. После знакомства с С. Дягилевым он участвует и в современном художественном процессе в качестве критика и постоянного корреспондента русских художественных журналов из Парижа. Созданное в 1898 году объединение «Мир искусства» ставило перед собой задачу популяризации русского искусства XVIII—XIX веков, которое было тогда мало известно публике.

Версаль. Людовик XIV кормит рыб Версаль. Людовик
XIV кормит рыб

Кружок объединял творческих людей разных специальностей: среди участников были писатели и поэты, молодые художники (далеко не всегда получившие профессиональное образование) Л.Бакст, М. Добужинский, Г. Нарбут, С. Чехонин, ученик И. Репина К.Сомов и А. Остроумова-Лебедева. Объединение получило поддержку В. Серова, крупнейшего художника этого периода. Но «Мир искусства» подвергался и нападкам со стороны художников старшего поколения (И. Репина и других передвижников) за отход от социальной проблематики, историзм, создание «ИСКУССТВА ДЛЯ ИСКУССТВА». Но художники обратились к внимательному, детальному изучению реальности и передачи в искусстве более тонких «материй», человеческих чувств, переживаний.

иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» Медный всадник

Бенуа уже на первой выставке «Мир искусства» выступает и как художник. Автор серии темперных листов «Прогулки короля Людовика XIV», тема которых была навеяна прогулками самого художника по Версалю. Угасание эпохи Короля-Солнце накануне Французской революции ассоциировалось с «сумеречным» рубежом эпох в России. Блеклый колорит осенних листьев, тусклые, будто замшелые силуэты гуляющих фигур, призрачный антураж Версальского парка, созданного как модель идеального мира, — все это вызывало у современников чувство ностальгии.

Кладбище Кладбище

В цели объединения входило и развитие художественного вкуса современников, издание художественных журналов и книг, созданных по проектам «мирискусников». Журнал «Мир искусства» стал первым в длинном списке журналов по искусству на рубеже веков: «Весы», «Аполлон», «Стрелец», «Золотой век», «Старые годы». В книгах, изданных при участии «Мира искусства», художник был не только автором иллюстраций, но и творцом макета, создававшем живой организм, где текст вписывался в орнаментальное обрамление, заставки, как цветочный венок, украшали слова, обложка, шрифт — все создавалось в одном стиле. Бенуа был первым «новым» иллюстратором А. Пушкина. Рядом с ним на поприще иллюстрирования классической литературы трудились М. Добужинский («Белые ночи» Ф. Достоевского), Б. Кустодиев (рассказы Н. Лескова).

Во время «Русских сезонов» в Париже Бенуа принимал участие в постановке новых произведений русских композиторов, его декорации и костюмы к балету И. Стравинского «Петрушка» создавали образ площадного балагана на русской ярмарке, и, как отмечали европейцы, соединяли экзотику восточной жизни и замечательное колористическое живописное чутье. В эмиграции Бенуа занимался литературной и педагогической деятельностью, работал в качестве театрального художника.

Другие картины художника:

Карнавал на Фонтанке Масленица в Петербурге Парад при Павле I Прогулка короля Свадебная прогулка Служба у капеллы св. Варвары
 
Всего комментариев: 0

[скрыть редактор]