Бенуа Александр Николаевич
Художник-график, живописец, театральный художник, историк искусства, художественный критик, издатель, литератор, коллекционер, один из авторов современного образа книги. Автор исторических композиций, иллюстраций. Духовный лидер объединения художников «Мир искусства», художественный руководитель «Русских сезонов» в Париже, автор монографий о русской живописи. Представитель русского модерна.
1870 | Родился в Петербурге в семье архитектора Н. Бенуа. |
1888 | Участвует в издании многотомной монографии «История мирового искусства», автор 19-го тома. «История русского искусства XIX века». |
1889 | Женится. |
1890-е | |
Живет в Париже и Петербурге, выступает в качестве консультанта по искусству княгини Н. Тенишевой в Париже. | |
1898-1899 | Участвует в создании объединения художников, литераторов «Мир искусства»; выступает на выставках объединения с графическими произведениями по мотивам истории Версальского парка; редактор журнала «Мир искусства». |
1903 | Иллюстрирует издание поэмы А. Пушкина «Медный всадник» в издательстве И. Кнебель. |
1907 | Вместе с С. Дягилевым создает концепцию экспозиции выставки «Русский портрет XVIII-XIX веков»; становится художественным руководителем проекта С. Дягилева «Русские сезоны» в Париже, создает картины на темы русской царской охоты для иллюстраций книг издательства И. Кнебель. |
1910-е | Оформляет спектакли в Московском Художественном театре (МХТ), работает с Вл. Немировичем-Данченко и К. Станиславским. |
1911 | Художник-постановщик балета «Петрушка» на музыку И. Стравинского в Париже. |
1922 | Эмигрирует во Францию. |
1956 | Первое издание мемуаров А. Бенуа в Париже. |
1987 | Создание музея-квартиры семьи Бенуа в г. Пушкин (Царское Село). |
Александр Бенуа родился в семье, традиционно связанной с изящными искусствами, его отец был архитектором, семья дяди, скульптора Е. Лансере, также несколькими поколениями была связана с историей русского искусства (это и ровесник Александра Бенуа Евгений Лансере, и его сестра Зинаида Серебрякова). Рисовавший с детства, Александр Бенуа не предполагал для себя карьеру художника: в интеллигентной среде рубежа веков было принято, как и в дворянских семьях, заниматься искусствами для себя. Получивший домашнее образование, Бенуа вначале выступил в качестве осведомленного историка современного русского искусства. После знакомства с С. Дягилевым он участвует и в современном художественном процессе в качестве критика и постоянного корреспондента русских художественных журналов из Парижа. Созданное в 1898 году объединение «Мир искусства» ставило перед собой задачу популяризации русского искусства XVIII—XIX веков, которое было тогда мало известно публике.
Кружок объединял творческих людей разных специальностей: среди участников были писатели и поэты, молодые художники (далеко не всегда получившие профессиональное образование) Л.Бакст, М. Добужинский, Г. Нарбут, С. Чехонин, ученик И. Репина К.Сомов и А. Остроумова-Лебедева. Объединение получило поддержку В. Серова, крупнейшего художника этого периода. Но «Мир искусства» подвергался и нападкам со стороны художников старшего поколения (И. Репина и других передвижников) за отход от социальной проблематики, историзм, создание «ИСКУССТВА ДЛЯ ИСКУССТВА». Но художники обратились к внимательному, детальному изучению реальности и передачи в искусстве более тонких «материй», человеческих чувств, переживаний.
Бенуа уже на первой выставке «Мир искусства» выступает и как художник. Автор серии темперных листов «Прогулки короля Людовика XIV», тема которых была навеяна прогулками самого художника по Версалю. Угасание эпохи Короля-Солнце накануне Французской революции ассоциировалось с «сумеречным» рубежом эпох в России. Блеклый колорит осенних листьев, тусклые, будто замшелые силуэты гуляющих фигур, призрачный антураж Версальского парка, созданного как модель идеального мира, — все это вызывало у современников чувство ностальгии.
В цели объединения входило и развитие художественного вкуса современников, издание художественных журналов и книг, созданных по проектам «мирискусников». Журнал «Мир искусства» стал первым в длинном списке журналов по искусству на рубеже веков: «Весы», «Аполлон», «Стрелец», «Золотой век», «Старые годы». В книгах, изданных при участии «Мира искусства», художник был не только автором иллюстраций, но и творцом макета, создававшем живой организм, где текст вписывался в орнаментальное обрамление, заставки, как цветочный венок, украшали слова, обложка, шрифт — все создавалось в одном стиле. Бенуа был первым «новым» иллюстратором А. Пушкина. Рядом с ним на поприще иллюстрирования классической литературы трудились М. Добужинский («Белые ночи» Ф. Достоевского), Б. Кустодиев (рассказы Н. Лескова).
Во время «Русских сезонов» в Париже Бенуа принимал участие в постановке новых произведений русских композиторов, его декорации и костюмы к балету И. Стравинского «Петрушка» создавали образ площадного балагана на русской ярмарке, и, как отмечали европейцы, соединяли экзотику восточной жизни и замечательное колористическое живописное чутье. В эмиграции Бенуа занимался литературной и педагогической деятельностью, работал в качестве театрального художника.