Казимир Северинович Малевич
Художник-живописец, теоретик, педагог, автор театральных проектов, произведений декоративно- прикладного искусства. Художник русского авангарда.
1878 | Родился 23 февраля в Киеве в польской семье, один из четырнадцати детей управляющего сахарными заводами. |
1889-1894 | Первое обращение к изобразительному искусству; окончание агрономической школы в Конотопе; знакомство с Н. Рославцом (1880/81-1944). |
1895-1896 | Занятия в Киевской рисовальной школе Н. Мурашко. |
1896-1903 | Создание художественного кружка в Курске. |
1899-1909 | Брак с Казимирой Ивановной Зглейц. |
1904-1917 | Московский период творчества. |
1905 | Первые работы на пленэре, изучение импрессионизма, в декабре участие в боях на баррикадах в Москве. |
1907 | Первое участие в выставке с этюдами (по каталогу 14-й выставки изучение импрессионизма, в декабре участие в боях на баррикадах в Москве. |
1907 | Первое участие в выставке с этюдами (по каталогу 14-й выставки Московского товарищества художников (МТХ)) вместе с художниками В. Бурлюком, Н. Гончаровой, В. Кандинским, М. Ларионовым. |
1907, 1928 | «На бульваре». |
1909 | Брак с Софией Михайловной Рафалович, детской писательницей, поездки в дом тестя в деревне Немчиновка Московской области. |
1909 | «Автопортрет». |
1910 | Участие в первой выставке «Бубновый валет». |
1913 | Премьера в Санкт- Петербурге спектакля «Победа над Солнцем» по либретто Д. Крученых в оформлении К. Малевича. |
1915 | На выставке «0,10» показывает 39 работ под общим названием «Супрематизм живописный», среди них «Черный квадрат», написание первого манифеста «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». |
1917 | «Красный квадрат». |
1918 | Работа в Петрограде. |
1919 | Руководство Московскими мастерскими по изучению нового искусства - супрематизма в 1-й и 2-й Свободных государственных художественных мастерских; переезд в Витебск; руководство мастерской в Народной художественной школе, основанной М. Шагалом, написание работы «О новых системах в искусстве»; первая персональная выставка в Москве «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». |
1920 | «Белый квадрат». |
1923 | Выставка в Москве, посвященная 25-летию творческой деятельности. Начало работы над планитами (пространственными конструкциями); дизайн предметов из фарфора. |
1924 | «Супрематическая композиция № 24». |
1926 | «Супрематическая планита». |
1928-1930 | Преподавание в Киевском художественном институте. |
1928 | «Красная конница», «Крестьяне». |
1930 | Возвращение в Ленинград, арест ОГПУ, несколько месяцев заключения. |
1932-1933 | Руководство экспериментальной лабораторией Государственного Русского музея, работа с Н. Пуниным; начало болезни. |
1932 | «Автопортрет», «Портрет жены». |
1935 | Умер 15 мая в Ленинграде, урна с прахом захоронена в Немчиновке. |
1988 | Установка памятного знака в Немчиновке. |
Казимир Северинович Малевич вырос в интеллигентной провинциальной среде, где увлечение изобразительным искусством зижделось на широкой эрудиции в классическом искусстве и почти полном отсутствии информации о современном художественном процессе.
После переезда в Москву Малевич пытается получить профессиональное художественное образование в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, параллельно начав самообразование в современном искусстве, пробуя свои силы в импрессионистической живописи.
В течение десяти лет Малевич проходит «школу» европейского модернизма, от импрессионизма до кубизма и экспрессионистической живописи, и становится одним из ведущих молодых художников-авангардистов.
Ранний «Автопортрет» Малевича показывает нам облик уже не юного человека, напряженно вглядывающегося в нас. Яркие краски, выражающие эмоциональное состояние художника, изображают не его реальный физический облик, а «цветовуюсимфонию» его переживаний.
Работу над супрематическими проектами Малевич начал задолго до выставки «0,10», еще в 1910—1913 годах. В эти годы Москва стала центром художественной жизни России. Малевич общается с В. Маяковским, В. Хлебниковым, Д. Крученых, он работает в содружестве с группой московских художников «Бубновый валет», возглавляемой М. Ларионовым.
В спорах о новом искусстве, которые иногда выносились на эстраду, каждый из молодых авторов стремился сформулировать свое творческое кредо. Супремус — новое слово, изобретенное Малевичем, как у дадаистов слово «да-да», не означало ничего, но сам автор подразумевал под ним революционное движение абстрактных форм - прототипов будущих реальных конструкций; эти формы можно ассоциировать с броуновским движением элементарных первочастиц.
Свои взгляды Малевич декларирует в манифестах, под которыми подписываются близкие ему художники. Выставка 1915 года «0,10» была одной из многих квартирных выставок, которые становились событием в культурной жизни и активно обсуждались в печати, но картины из этих экспозиций не находили покупателей и оставались у художников для новых показов. Только предметы декоративно-прикладного искусства, эскизы одежды, разработки дизайна дамских сумочек, предметов интерьера находили спрос.
Подобно одежде, выполненной по эскизам итальянского художника-футуриста Балла, платья и подушки Малевича формировали современную среду. В послереволюционные годы он снова обращается к дизайну предметной среды, считая, что художник должен стать творцом, мастером,способным преобразовывать окружающий мир. Переехав в Витебск в 1919 году по приглашению М. Шагала, Малевич начинает преподавать по собственной методике в Народной художественной школе. Вместе со своим сотрудником Э. Лисицким он проектирует объекты-«планиты», которые могут быть использованы в качестве архитектурных объемов для новых городов землян на космических планетах.
Вера в скорое покорение космоса роднила художников-авангардистов с их современниками русскими мыслителями К. Циолковским и Н. Федоровым. Планировка среды для проживания человека, подготовка в Школе художников широкого профиля, умеющих мыслить абстрактными формами, напоминало систему обучения и задачи знаменитой школы современного искусства в Германии—Баухауз.
В конце двадцатых годов Малевич работает в разных направлениях, пишет живописные полотна, теоретические тексты. Много времени он проводит в доме своей жены в деревне Немчиновка. Наблюдение реального окружающего ландшафта и его «очищение» от конкретики, «перевод» на язык супрематической живописи стали новым этапом в творчестве художника.
Малевич обращается к социально ангажированным темам того времени: «Красная конница», «Крестьяне», решая их в собственной манере.
Его интерпретация «крестьянской темы» не находит поддержки у официальных представителей культуры и, подобно многим художникам-авангардистам (Татлин, Пунин, Родченко, Лисицкий), оставшимся в России после революции и «исхода интеллигентов в эмиграцию», подвергается критике за формализм, «недоступный массам трудящихся».
В это время Малевич пишет произведения в своей ранней импрессионистической манере и создает ряд монументальных образов в «Автопортрете», «Портрете жены», «Девушке с шестом». Плоскостная живопись, цветовой лаконизм и обобщенная манера изображения портретируемых отражают сложный процесс осмысления художником своего творчества и обращение к искусству итальянского Ренессанса — «классического», «высокого» искусства, принадлежащего вечности.