Репин Илья Ефимович
Художник-живописец, рисовальщик. Мастер картины на исторический, бытовой, сказочный сюжет. Портретист. Член Товарищества передвижников. Представитель критического реализма.
1844 | Родился в местечке Чугуево на Украине в семье военного поселенца. |
1863 | Переезжает в Петербург, учится в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Крамского, в Академии художеств у П. Чистякова. |
1871 | За конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира» получает золотую медаль, как и художник В. Поленов за композицию на тот же сюжет; вместе с художником Ф. Васильевым совершает путешествие по Волге. |
1873 | Выставляет картину «Бурлаки», приобретенную на выставке в Императорский Александровский музей (Русский музей). |
1873-1875 | Совершает пенсионерскую поездку от Академии художеств по Европе, в Париже пишет картину «Парижское кафе». |
1877 | Картина «Крестный ход в Курской губернии» показана на выставке Товарищества передвижников. |
1880-1890-е | Расцвет портретного творчества, создание картин на исторические темы и первых картин на современные социальные темы. |
1878-1892 | «Арест пропагандиста». |
1878-1885 | «Отказ от исповеди». |
1884-1885 | «Не ждали». |
1903 | Окончание картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (совместно с учениками Б. Кустодиевым, И. Куликовым) |
1890-1930-е | Живет на мызе Куокалла под Петербургом (Репино). |
1930 | Умирает в своем доме в Куокалла (Финляндия с 1918 по 1939). |
Илья Ефимович Репин принадлежит к младшему поколению передвижников. Еще учась в Академии художеств в классе П. Чистякова по рисунку и в классе исторической живописи он работает вместе с художником И. Крамским, общается с критиком В. Стасовым.
Студентом Репин путешествует по Волге вместе с пейзажистом Ф. Васильевым, среди летних работ он привозит первые эскизы к картине «Бурлаки», которую пишет два года в нескольких вариантах. Тема тяжелого физического труда ассоциировалась в эти годы в культурном обществе с образом русского народа. Для народовольцев бурлаки были символом той части русского народа, которую необходимо просвещать, выводить из «темного царства» угнетения к свободе. Для всей русской интеллигенции мощь, напряжение физической силы бурлаков ассоциировались с древней силой, богатырским фольклором русского народа.
Несколько позже, чем были созданы «Бурлаки» Репина, Ф. Шаляпин исполнит бурлацкую песню «Дубинушка», тогда образ бурлака, поющего за работой на берегу широкой русской реки Волга, стал известен по всей Европе. Картина Репина была куплена с выставки в Академии художеств великим князем Владимиром для Музея Александра III (Русский музей).
Так, уже первая серьезная работа молодого художника получила широкий общественный резонанс. Репин стал постоянным участником выставок Товарищества передвижников. На конкурс на Большую золотую медаль Репин представил картину по программе «Воскрешение дочери Наира», также как и художник Поленов. Две картины на один евангельский сюжет были различны по композиции, расставленным психологическим акцентам. Репин, получивший Большую золотую медаль в течение некоторого времени жил в Париже, знакомясь с современным французским искусством.
Известна переписка И. Репина с В. Стасовым и И. Крамским из Парижа, где впервые в истории русского искусства была поставлена проблема особого пути русского искусства, неприемлемости для русской школы импрессионизма (наиболее современной французской школы этого периода), понимавшегося русскими художниками как живопись внешнего эффекта передачи солнечного освещения, случайной композиции, будто выхваченной из жизни. Репин соглашается с мнением Стасова о необходимости серьезного идейного содержания в искусстве, которое должно не только воздействовать на чувства, но и «вести по жизни», наставлять, воспитывать.
Свою картину «Парижское кафе» Репин считал неудачной попыткой работать в духе парижской школы. В дальнейшем Репин использует широкую живописную манеру работы, свободное смешение цветов, «лепку цветом» формы предметов, — ту свободу живописи, которая до Репина считалась недопустимой вольностью, он «отпустил чувства на волю». Если художники-романтики в начале XIX века, например Брюллов, экспрессию чувств выражали в театрализованной позе, жесте героев, Репин начинает изображать своих героев в наиболее ярких, но жизненных проявлениях чувств, настроений.
Идеологизированность Репина-художника в конце 70-х годов отражается в его работах, посвященных деятельности народовольцев. Картины, созданные в течение двадцати лет, выстроили настоящую иллюстрированную историю, показали основные этапы жизни героя-народовольца, где, начиная от «Ареста в деревне», «Суда», показаны «Отказ от исповеди» (после объявления смертного приговора, который мог быть заменен длительным сроком каторжных работ или заключения) и «Не ждали», изображающий неожиданное возвращение домой из заключения смертельно больного чахоткой человека.
Параллельно работе над такими «революционными сюжетами» Репин становится одним из ведущих официальных художников, он пишет композиции коронаций Российского императора, протокольных встреч государя с подданными, парадные портреты. Известный своим проникновением в сущность человеческих характеров, Репин получает от П. Третьякова заказ на портреты замечательных современников. Так, был написан портрет композитора М. Мусоргского, писателя В. Гаршина.
Помимо таких «представительных» портретов Репин пишет портреты близких, своей дочери, жены, отличающиеся особым проникновенным чувством душевной близости. Одной из триумфальных удач художника стала написанная по государственному заказу вместе с учениками работа «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, посвященное столетию создания». Над картиной работа велась в течение трех лет, когда сам маэстро и его ученики Куликов и Кустодиев писали портретные этюды всех участников заседания.
Хотя это этюды-произведения, созданные спонтанно, за один-два сеанса, они отмечены большим эмоциональным чувством, подчас, как в этюде «Победоносцев», символизмом жестов, цвета — провидением будущей судьбы портретируемых.
С начала XX века Репин практически отходит от преподавания в собственной мастерской в Академии художеств, переселяется в небольшой поселок, модный среди интеллигенции курорт Куокалла, где собирались знаменитые художники, поэты, литераторы, актеры начала века, среди них К. Чуковский, Л. Андреев, В. Маяковский. Не имея возможности вернуться после отделения Финляндии в 1918 году в революционную Россию, Репин практически безвыездно живет в доме на берегу Балтийского моря до своей кончины в 1930 году.
После советско-финской войны в 1939 году Куокалла стала советской территорией, была переименована в поселок Репино, где в 1940-е годы был организован Музей И.Е. Репина.