Рублёв Андрей
Иконописец, художник-монументалист.
1405 | Первое летописное упоминание о нем |
1405 | Совместно с Федором с Городца и Феофаном Греком участвовал в работах в соборе Благовещения в Московском Кремле. |
1408 | Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками исполняют роспись в Успенском соборе Владимира. |
1411 | Пишет образ Троицы для деревянного храма Живоначальной Троицы Троицкого монастыря по благословению святого Сергия Радонежского. |
Инок московского Андроникова монастыря Андрей Рублев был духовным чадом Сергия Радонежского. По благословению своего наставника в 1400 году он отправляется со товарищи во вновь устроенный монастырь в Звенигороде, созданный учеником Сергия Радонежского Саввой Сторожевским на землях, выделенных звенигородским князем Андреем, глубоко почитавшим Радонежского и его учеников. Освященный под этот год городской собор Звенигорода Андрей Рублев и Федор с Городца расписывают за одно лето. В однокупольном четырехстолпном трехапсидном храме реставраторы открыли изображения святых Флора и Лавра и небесное воинство на столбах храма, принадлежащие руке мастера Андрея.
Их отличают плавная пирамидальность силуэтов, легкость линий, радостный холодный колорит зеленовато-голубых тонов. Для иконостаса этого храма были исполнены иконы, среди них обнаруженные академиком И. Грабарем в 1918 году три иконы из Деисусного ряда, так называемый «Звенигородский чин»: иконы Спаса, апостола Петра, архангела Гавриила.
В 1405 году Андрей Рублев работает с Феофаном Греком в Благовещенском соборе Кремля, там происходит встреча двух крупнейших мастеров рубежа XIV—XV веков, встреча двух иконописных манер, византийской — «греческой», очень экспрессивной манеры Феофана и «московской школы», плавной и лирической Андрея Рублева.
В 1408 году Андрей Рублев работает в храме Успения во Владимире. Рядом с этим храмом находится Дмитровский собор (1194—1197), известный росписями XII века, среди которых до сих пор сохранилась фреска «Страшный суд». Их. возможно, изучал Андрей Рублев в процессе создания своего произведения. Древняя, неоднократно перестроенная архитектура Успенского собора в XV веке была заново расписана артелью Рублева.
Его кисти принадлежит сохранившаяся на западной стене фреска «Страшный суд» и на столбах и подпружных арках западной части сцена «Свертывание неба» (из Апокалипсиса), медальоны с образами пророков Давида и Исайи, «Шествие праведников в рай» и сцена «Этимасия» (Престол уготованный с изображением орудий страстей Христовых и Евангелием, перед которым в молении предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — как в Деисусе. а у ног их — Адам и Ева). Иконостас Успенского собора, принадлежащий кисти мастерской Андрея Рублева, был найден в селе под городом Шуя Владимирской области и хранится в Третьяковской галерее.
В 1411 году «в память и похвалу» основателя Троицкой лавры святого преподобного Сергия Радонежского Андрей Рублев пишет икону Троицы, помещенную в деревянном храме монастыря. В 1420-х годах после возведения каменного храма, чудотворная икона была перенесена в новый храм, где находилась до передачи в Третьяковскую галерею. Икона Троица Рублева стала символом эпохи. Тема иконы — посещение Авраама и Сарры тремя ангелами — была задана в Ветхом Завете, в Новом Завете образ трех ангелов стал восприниматься как единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа, изобразительное воплощение Символа Веры. Фигуры трех ангелов вписываются в круг, и хотя силуэты различны, жесты рук. наклоны голов, ступни ритмически создают движение по кругу, замкнутое и бесконечное, идущее вокруг стола и указующее на центр круга, чашу с головой тельца — символом жертвы Христа, осеняемую правой рукой среднего ангела.
Лещадки горы с Маврийским дубом, сень (дом) также написаны плавными линиями, будто круги, расходящиеся из центра композиции. Гора, дуб, сень «называют» образы, упомянутые в тексте Ветхого Завета, где сказано, что шатер Авраама был раскинут у Маврийского дуба в пустыне. Цвет иконы прозрачен и радостен. Первоначально фон иконы был золотым, на нем горели пурпур (красно-малиновый) и киноварь (кроваво-красный), голубец (праздничный голубовато-синий) и зеленый цвета, сочетающиеся с теплыми охристыми оттенками в личном письме (изображении рук и ликов). Так. драгоценные краски, привезенные из дальних стран, сочетались с красками, добытыми из камней Русской земли.
Кисти Андрея Рублева приписывается и Евангелие боярина Хитрово, созданное в ту эпоху. Миниатюры, написанные легкими линиями, гармоничные по цвету, они напоминают манеру мастера.
XVI век канонизирован как святой благоверный иконописец Андрей Рублев, вторая канонизация состоялась по решению Собора в 1988 году.