Ушаков Симон Фёдорович
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений и программных текстов об искусстве, мыслитель, педагог.
1660-е | Создание текста «Слово к любителю иконного писания», создание ряда гравюр на меди на богословские темы. |
1666 | Принимает участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля. |
1668 | Икона Владимирской Божией Матери «Насаждение древа государства Российского». Работа в Царских иконописных мастерских (Оружейная палата) в Московском Кремле. |
Симон Ушаков был представителем нового поколения русских художников, представителем своеобразного «Возрождения» в русской культуре — он внес большой вклад в иконопись, монументальную живопись, гравюру и литературное творчество. Ушаков использовал в своем творчестве мотивы, взятые из западноевропейских гравированных книг, сам работал в технике гравюры, изучал аллегорический язык изображения, европейскую пространственную и светотеневую живопись. Документально известно, что Ушаков исполнял и портреты своих современников с натуры, возможно, некоторые неатрибуированные парсуны принадлежат его кисти.
«Слове к любителю иконного писания», посвященном Иосифу Волоцкому, автору современных богословских рассуждений о назначении иконописания, сам Ушаков указывал, как высоко назначение художника, способного создавать образы «Всех умных тварей и вещей... с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым».
Ушаков работал в Оружейной палате рядом с мастерами польскими, литовскими, белорусскими, украинскими, занимался с учениками. Для обучения их «на европейский манер» он собирался издавать анатомический атлас, в пояснении к которому он писал: «Имея от Господа Бога талант иконописательства... не хотел я его скрыть в землю... но попытался... выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела, которые в различных случаях требуются в нашем искусстве, и решил их вырезать на медных досках».
В 1668 году в правление царя Алексея Михайловича Романова Ушаков создает икону «Насаждение древа государства Российского», идея которой была в утверждении преемственности царей на русском престоле от Ивана Калиты, собирателя государства Российского и митрополита Петра, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву, до Романовых. В центре иконы написан список с чудотворного образа Владимирской Божией Матери, бывшего святыней русских князей. В живописи Ушаков стремился передать объем предметов, писал лица «одутловаты и округлы», «как в жизни бывает». Эта новая манера письма вызывала нарекания современников (особенно у старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом), с которыми Симон Ушаков и Иосиф Волоцкий вступали в полемику.