Суриков Василий Иванович
Художник-живописец, рисовальщик, педагог. Портретист, мастер исторического жанра, первый русский исторический живописец-реалист. Член товарищества передвижных художественных выставок.
1848 | Родился 12 (24) января года в Красноярске |
1870 | Первое участие в выставках с картиной-пейзажем «Памятник Петру Великому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» на ежегодной выставке Петербургской Академии художеств |
1870-1876 | Ранний период творчества |
1870-1878 | Работает над композициями из античной истории, мифологии и сюжетами Ветхого Завета. Наиболее известная работа - «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, его сестры Береники и проконсула Феста» |
1870-е | Участвует в поездках по Сибири по приглашению красноярских промышленников, высоко ценивших талант земляка; исполняет ряд этнографически точных рисунков, акварельных пейзажей родных земель. |
1876 | Приступает к работе над картинами росписей Храма Христа Спасителя в Москве, исполняет композиции на тему «Соборы церкви». По работе над эскизами общается с К. Победоносцевым, историком И. Забелиным. |
1877 | Женится. |
1878 | Рождение старшей дочери, Ольги Васильевны (1878- 1958), впоследствии ставшей женой ученика В. Сурикова П. Кончаловского (1876 - 1956), их дети - М. Кончаловский - художник, и Н. Кончаловская - писательница. |
1878 | Окончил Петербургскую Академию художеств. Учился у П. Чистякова, в году курс с золотой медалью. |
1878-1887 | Первый период исторической живописи |
1881 | «Утро стрелецкой казни» |
1883 | «Меншиков в Березове». |
1887 | «Боярыня Морозова» (первые эскизы - 1881 год). |
1891 | «Взятие снежного городка» |
1891-1900 | Второй период зрелого творчества |
1895 | «Покорение Сибири Ермаком» |
1899 | «Переход Суворова через Альпы». |
1907 | «Степан Разин» |
1910-1916 | Поздний период, время расцвета портретного жанра в творчестве Сурикова. |
1912 | «Посещение царевной монастыря». |
1916 | Умер 6 марта. |
С 1881 года участвовал в выставках передвижников, общался с И. Крамским, И. Репиным, В. Серовым, С. Дягилевым. М. Волошин в 1913 году записал ряд бесед с Суриковым, которые легли в основу книги о художнике.
Василий Иванович Суриков при жизни стал классиком русской реалистической живописи, основоположником исторической школы, считался одним из основателей московской живописной школы.
Он начал учится живописи поздно: из сибирского казачьего города Красноярска он пришел в Санкт-Петербург в возрасте двадцати лет. а через два года сам уже участвовал в выставке Академии художеств наравне с другими студентами Академии. Правда, еще в родном городе, когда молодому человеку после смерти отца приходилось работать писарем в городской Управе, он был замечен местными промышленниками и меценатами, на деньги которых удалось поехать учиться в столицу.
Художник взял Цитадель Искусств своею работоспособностью и талантом. Его академическая программа (композиция) была признана одной из лучших, и молодого художника рекомендовали для работы по украшению Храма Христа Спасителя в Москве, куда уже были приглашены такие мастера как Максимов. Крамской, Васнецов.
Приезд в Москву был долгожданным. Еще в свое первое пребывание в древней столице, проездом, по дороге на учебу в Петербург, Суриков был поражен красотой города, в письмах домой перечислял достопримечательности, первыми называл Красную площадь и Кремль, где «все происходило». Первая историческая картина, написанная в этот период - «Утро стрелецкой казни». После смены петербуржского европейского житья-бытья на московский быт, заведенный по старине, Суриков все более подчеркивает, что никогда, он не отрывался от родных корней, что он происходит «от хорошего казацкого корня».
Поездки в родные места, круг общения не только определяют его обращение к исторической русской тематике картин, но и являются сознательным выбором, сделанным художником. Для сравнения: в год закупки одной из картин Сурикова для императорских музеев туда же была куплена картина академика исторической живописи Семирадского (чье имя сегодня ассоциируется с академической, салонной традицией живописи), но за сумму в десятки раз большую, чем у Сурикова.
До Василия Ивановича Сурикова историческая картина прошла полуторавековую историю в Петербурге, но эта была история театрализованная, придуманная художниками на основании скрупулезного знания деталей одежд, интерьеров, но отнюдь не духа прошедших эпох, история была сценарием, который выстраивался в немые картины. Суриков ощущал свою сопричастность, свое единство с делами давно ушедших дней, для него это было чувством, подчас неосознанным: так, в «Покорении Сибири Ермаком» он изображает стяг с образом Спаса и Николая Угодника над русскими воинами, почти как в «Сказе о покорении Сибири Ермаком», где в небе явились Образы святых и помогли в сражении с язычниками.
При жизни Сурикова русская икона уже была известна как историческое явление русской церковной жизни, но художник (сознательно?) в «Утре стрелецкой казни» изображает центральную фигуру Стрельца в кафтане со свечой кланяющимся, прощающимся с миром подобно фигуре Иоанна Крестителя в иконах Великого Моления - Деисиса.
Василия Ивановича не случайно называют одним из столпов московской школы живописи, построенной более на цветовых соотношениях, на ощущении краски как вязкой, животворящей материи. Суриков в каждой картине выстраивает цветность, опираясь на определенную цветовую доминанту, обычно холодную, отчего и животрепещущий исторический сюжет, и историческая точность деталей делаются отстраненными. Они погружены в собственное цветовое пространство, где ни одна деталь не вырывается из целого.
Еще при жизни художник ощущал свою значимость: его этюды хранились дома в сундуке, вместе с драгоценными старинными одеждами и утварью, были частью истории, ее богатством.