Тропинин Василий Андреевич
Художник-живописец, портретист, представитель московской школы.
1776 | Родился в семье крепостного крестьянина графа И. Моркова. |
1799 | Помещен в Академию художеств, учился у С. Щукина, профессора Г. Угрюмова. |
1804 | И. Морков прерывает образование Тропинина, отправляя его в свое украинское поместье Кукавку. |
1804-1823 | Ранний период творчества. |
1818 | «Портрет сына Арсения». |
1823 | Получение вольной (под давлением общественности); отъезд в Москву. |
1823 | «Кружевница». |
1824 | Получение от Академии звания «назначенный» (профессиональный) художник; избран академиком Академии художеств. |
1827 | «Портрет А.С. Пушкина». |
1830-1840-е | Зрелый период творчества. |
1836 | «Портрет П. М. Васильева с гитарой». |
1846 | «Автопортрет у окна с видом на Кремль». |
1850-е | Поздний период творчества. |
1857 | Умирает в своем доме в Москве. |
«Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех... Лучший учитель — природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее».
Василий Андреевич Тропинин почти до пятидесяти лет находился в крепостной зависимости у графа Моркова. Барин послал молодого способного крестьянина в Петербург, учится в Академию Художеств, но спустя год передумал, и отозвал его обратно, и многие годы художник жил в положении дворового, вместе с лакеями и поварами в усадьбе Моркова Кукавка на Украине. Там Василий Андреевич не прекращает заниматься живописью в своем любимом жанре портрета. В Кукавке были созданы изображения Моркова и членов его семьи, дворовых, проникнутые, несмотря ни на что. любовью и мягкой поэтичностью.
Там же художник пишет и портрет своего маленького сына Арсения. В произведениях Тропинина видна его заинтересованность в изучении психологии детства. Изображение удивления ребенка, открывающего для себя мир, стало новой темой не только в русском, но и в мировом искусстве.
Только в начале 1820-х годов, под давлением общественности хозяин дает вольную Тропинину, и уже немолодой художник начинает свою карьеру живописца заново, теперь уже в Москве.
Переезд Тропинина в Москву состоялся уже после пожара 1812 года. К 1823 году, когда Тропинин обосновывается в древней столице, она уже приобрела новый классицистический облик.
Еще во второй половине XVIII века в Москву уезжают, как в ссылку, неугодные в Петербурге архитекторы В. Баженов и М. Казаков. Несмотря на положение Москвы как «второй столицы», ее значение в русской культуре велико. Петербург — официальная столица государства, Москва — «сердце Руси»; не петербургские пристрастия и моды, а московская жизнь остается образцом вкуса в провинций, сюда съезжаются на зиму помещики, покидая свои уютные сельские усадьбы только ради таких же городских. Тропинин в Москве не теряет связи с природой, важной для него искренностью и естественностью быта.
Так, по переезде он создает серию портретов неизвестных: «Кружевница», «С прялкой», «Девушка с букетом роз», в которых изображение молодости и благородной простоты важнее, нежели имена портретируемых. Хорошенькие головки продолжают традицию прелестных девушек на пастелях Ж.-Б. Греза и П. Ротари, но в них также важно подчеркнутое происхождение из низов, «благородная бедность», как в образе Бедной Лизы Карамзина и работах французских художников эпохи Просвещения Ж.Б. Шардена и Лампи.
Московский портрет А. Пушкина, исполненный Тропининым в тот же год. что и портрет поэта, написанный Кипренским в Петербурге, значительно отличаются. Это портрет живого человека, балагура и веселого собеседника, воплощение московского гостеприимства и простоты, свободы от условностей этикета.
Портреты тридцатых годов отличаются скромным, холодным колоритом, подчеркнутым вниманием к портретируемому как к собеседнику, который живо реагирует на присутствие художника и зрителя.
«Автопортрет» художника написан Тропининым в последние годы жизни. На картине изображен пожилой мастер, спокойно взирающий на зрителя. Тропинин как бы подводит итог прожитой жизни, представая перед нами спокойным, несмотря на пережитые грозы, человеком, достигшем прочного положения, устойчивой славы, которая значительно отличается от громкого и быстротечного успеха петербургских мастеров.