Шагал Марк Захарович

Шагал Марк Захарович

Живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, автор проектов керамики, витражей. Художник-модернист, представитель «парижской школы».

Основные этапы жизни
1887 Родился 6 июля в Песковатиках (еврейская окраина Витебска) в семье грузчика.
1890-е Начало обучения живописи у выпускника Петербургской Академии художеств Ю. Пэна в Витебске.
1906-1907 Переезжает в Петербург для продолжения художественного образования, посещает школу Общества поощрения художеств под руководством Н. Рериха, учился у Л. Бакста, К. Петрова-Водкина, М. Добужинекого.
1910-1914 Первая поездка в Париж.
1912 Принимает участие в осеннем Салоне.
1914 Первая персональная выставка в редакци и журнала экспрессионистов «Штурм» в Берлине.
1914 Женитьба на Белле Розенфельд, уроженке Витебска.
1914-1915 Первый «Витебский период».
1915-1917 «Петроградский период».
1918 Работает в Витебске комиссаром Губернского отдела по образованию, создает художественную школу совместно с К. Малевичем и Элем Лисицким.
1920-1922 «Московский период», работает в содружестве с Камерным еврейским театром в качестве театрального художника, ведет студию детского рисунка в Малаховке.
1923 Второй приезд Шагала в Париж, путешествие по Франции.
1930-е Поездки по Палестине, Сирии, Египту для подготовки к иллюстрациям Библии, путешествия по Европе.
1933 Первое публичное сожжение картин «представителя дегенеративного искусства», «еврейского художника» Шагала в Германии по специальному распоряжению Геббельса.
1937 Получает французское гражданство.
1941 Уезжает с захваченной фашистскими войсками территории Франции в Испанию, далее эмигрирует из Португалии в США.
1948 Окончательное возвращение во Францию.
1952 Женитьба на Валентине Бродской.
1960-е Выполняет росписи плафона Гранд-Опера в Париже.
1970-е Выполняет витражи для госпиталя в Иерусалиме.
1973 Посещение Москвы и Ленинграда.
1977 Удостаивается высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона.
1985 Умер в Сен-Поль-де-Ванс.
«Воспоминание» Воспоминание

Марк Шагал уехал из России в Европу малоизвестным художником ультралевого направления, немного авантюристом, чудаком, вернулся в свете своей славы, известным художником с мировым именем. То, что художник жил в Париже, в Париже стал всемирно известным — чрезвычайно символично. Париж в XX веке стал Меккой искусства, местом, где встречались представители разных культур. Испанцы П. Пикассо и С. Дали, итальянец А. Модильяни, французы П.Боннар и А. Матисс, русские художники Сутин и Архипенко. Цадкин, Соня Делоне, Шагал, непохожие между собой, создавали культуру одного периода, одного пространства, культуру, которая, как мода, распространялась из Парижа по всему миру.

Музыка Музыка

Шагал писал об этом: «Участвуя во Франции в этой уникальной революции в технике искусства, я снова вернулся в мыслях и в душе к моей родной стране... Я жил в Париже, повернувшись спиной ко всему, что меня окружало... Я принес свои вещи из России в Париж, и Париж дал им свой свет». О нем писали самые известные парижские литераторы, например поэт Сандрар: «Он корову берет и коровой рисует. Церковь берет — и ею рисует». Аполлинер писал про «сверхнатуральное» художника Шагала. «И не были ли справедливы мои пластические предчувствия, ибо мы поистине в воздухе и страдаем от одной болезни — жажды стабильности» — так объяснял художник свой успех.

Над городом Над городом

Предок Шагала расписал синагогу в Могилеве в XVIII веке. Но больше в роду художника не было живописцев, но были чудаки, богатые (по местечковым понятиям), как дедушка — содержатель аптеки, скрипач (который, как запомнилось Марку из детства, играл на крыше и, подобно собственной музыке, летал над городом), или бедные, как отец, всю жизнь проработавший грузчиком в лавке. Отец, по воспоминаниям художника, «был всегда усталый и озабоченный... Все в нем казалось загадочным и печальным». Как и полагается герою начала XX века, зараженному фрейдизмом, обращенному внутрь себя, в свои воспоминания, Шагал навсегда сохранил память о детстве, о родном Витебске, которые стали стержнем его творчества. Хотя искусство Шагала не играло никакой роли в жизни его родителей, зато их жизнь и дела повлияли на его искусство.

Свадьба Свадьба

Художник сумел привезти в Париж местечковые мотивы, с их душевным надрывом, щемящей сердце музыкой из покосившихся окон, собаками, коровами, петухами, луной и странником с остроконечной бородкой, и пресыщенные жизнью парижане, привыкшие к искусству удивляющему и украшающему, были поражены искренностью и необычностью простых сюжетов, возникших в детских снах взрослого человека.

Его искусство было модным не один сезон, а многие годы. Сам художник в течение жизни неоднократно интерпретировал свои произведения, писал тексты, имеющие самостоятельную литературную ценность.

Местечковые мотивы. К ним мастер возвращается много раз. «Мать рассказывала мне, что, когда я появился на свет, город охватил огромный пожар, и, чтобы нас с матерью спасти, кровать, в которой мы оба лежали, переносили с места на место». Зрелище пожара, живого огня, света лампы, напоминающего сам огонь, появляется в ранних акварелях художника, возникает в конце жизни в увлечении витражами — ведь стекла в свинцовых рамах горят на солнце, как языки цветного пламени.

Во время пожара «все оживало — люди, животные, дома. Я любил забираться на крышу и смотреть, как преображается в огне мир». Шагал первым привнес в русскую культуру и европейскую культуру XX века библейскую тему, переданную не взглядом новозаветного человека, для которого Ветхий Завет — история, жившая когда-то законом, но человека, проживающего Ветхий Завет, данный от Бога, как и Евангелие. В работах Шагала Ветхий Завет не история, а пространство, ландшафт, вечный ландшафт и вечная, всегда современная история лиц, характеров, событий.

Я и деревня Я и деревня

Еще до отъезда в Париж, в Москве, после революции Шагал работает как театральный художник, делает росписи фойе, изображающие основных персонажей для Еврейского театра. «Работать для театра давно было моей мечтой. Еще в 1911 году Тугенхольд написал немного о том, что предметы живут на моих холстах. Вы могли бы, — говорил он, — делать психологические театральные эскизы». С. Михоэлс говорил их автору: «Знаете, я их изучил ваши эскизы. Я их понял. Они побудили меня полностью изменить трактовку роли. Отныне я буду совершенно по-иному пользоваться моим телом».

А во время Второй мировой войны в 1942 году Шагал оформляет свои любимые произведения — балет И. Стравинского «Жар-птица» и балет «Алеко» на музыку «Трио» П. Чайковского в Мексике. В это время он иллюстрирует «Декамерона» Дж.Боккаччо. Это был не первый опыт обращения к книге, которая для Шагала была священна и почитаема.

Первое обращение к печатной графике состоялось в Германии в 1920-е годы, а позднее Шагал исполнил знаменитые иллюстрации к поэме Н. Гоголя «Мертвые души» (с 1923—по 1929).

Другие картины художника:

Влюбленные. Прогулка День рождения Окно на даче Падший ангел Часы (время)
 
Всего комментариев: 0

[скрыть редактор]