Брюллов Карл Павлович
Художник-живописец. Мастер портретного жанра, исторической и религиозной картины, театральный художник. Работал в технике масляной живописи, акварели; рисовальщик, карикатурист. Художник - академист, представитель позднего романтизма.
1799 | Родился в Петербурге в семье академика Академии художеств Павла Георгиевича Брюллова. |
1809 | Поступил в Академию художеств, учился у профессоров Егорова, Шебуева, Андрея Иванова в классе исторической живописи. |
1821 | За картину - дипломную программу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского» получает большую золотую медаль и право стажировки в Европе. |
1822-1834 | Итальянский период творчества. |
1823-1827 | Пишет копию фрески Рафаэля «Афинская школа». |
1827 | Первое посещение раскопок города Помпеи. |
1827-1832 | Создание картины «Последний день Помпеи». |
1832 | Пишет картину «Всадница». |
1833 | Выставка картины в Милане. |
1834 | Выставка картины в Петербурге. |
1834-1836 | Путешествие с русским аристократом В. Давыдовым по Малой Азии и Греции; возвращение через Крым в Москву и Петербург; работа над религиозными картинами для Казанского собора в Петербурге; участвует в создании декораций к первой постановке оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», знакомство с А. Пушкиным. |
1836-1849 | Петербургский период, работа в жанре портрета. |
ок. 1839 | Пишет «Портрет графини Ю.П. Самойловой с Амацилией Паччини». |
1848 | «Автопортрет». |
1849 | Работа в Исаакиевском соборе; начало сердечной болезни. |
1849-1852 | Живет в Риме; поздний период творчества. |
1851 | «Портрет археолога Микель-Анджело Ланчи». |
1852 | Умирает от сердечной недостаточности в Риме. |
Карл Павлович Брюллов происходил из старинного художественного рода, его предки эмигрировали из Франции в Германию и в 1770-х годах приехали в Россию. Его отец был известным резчиком по дереву, а старшие братья: Федор — иконным художником, Александр — архитектором. Замечательные успехи Карла по рисунку вызывали в Академии художеств сомнения в подлинности уровня, и юному художнику приходилось тщательно исполнять все свои работы, чтобы уровень его произведений не снижался даже в учебных этюдах и набросках. Свой талант рисовальщика, точный глазомер и чувство пропорции художник подтвердил и в обязательной копии классического произведения искусства, присылаемой пенсионером Академии из поездки в Италию (он исполнил копию «Афинской школы» Рафаэля).
Несколько портретов графини Юлии Самойловой и ее воспитанницы Джованины Паччини в 1830-х годах отличаются изысканным артистизмом живописи. Праздничный колорит, созданный локальными, насыщенными цветовыми плоскостями, игра разных фактур, любование красотой женщин, драгоценными одеяниями — все выдает в Брюллове увлекающуюся, театральную натуру. В портрете «Всадница», изображая Джованину, художник использует иконографию парадного конного портрета, в которой было принято изображать коронованных особ.
Всю свою жизнь Брюллов проповедовал необходимость изображения действительности такой, как ее видит человеческий глаз, но он отказывался писать портреты людей, не отмеченных особой красотой, — только красота была для него реальностью, достойной изображения. Это романтическое, приподнятое над повседневностью видение мира отличает его творчество. Подобно Э. Делакруа во французском искусстве, Брюллов стремился к динамической композиции, захватывающей зрителя напряженностью движения и цвета.
В Петербурге художник создает религиозные, исторические картины, помогает молодым художникам Т. Шевченко, П. Федотову, ощущая свое особенное положение корифея русского искусства. Напряженная работа мысли выражена во взгляде и жесте мастера на «Автопортрете» 1848 года. Написанный за несколько краткосрочных сеансов во время болезни, портрет отличается свободным владением цветовой композицией, Брюллов сталкивает любимые им горячий красный (фон портрета) и холодноватую, мертвенную бледность красок своего лица, он пишет широким «артистическим» мазком.