Васнецов Виктор Михайлович
Был одним из первых мастеров в истории русского искусства, обратившихся к фольклору: тщательно изучал археологические находки эпох, когда формировался фольклор, времени «былинному, эпохам давним». Художник в свое время считался одним из лучших знатоков орнамента, византийского искусства и культуры Древней Руси.
1848 | Родился в селе Лопьял Вятской губернии. |
1858-1867 | Обучался в духовном училище и семинарии в Вятке. |
1867 | Первые картины маслом; переезде Санкт- Петербург. |
1868-1875 | Учится в Академии художеств. |
1873 | П. Третьяков приобретает картину Васнецова «Рабочие с тачками». |
1872-1874 | Экспонирует свои произведения на постоянной выставке Общества поощрения художеств. |
1874 | Впервые участвует в 3-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок с картиной «Чаепитие в трактире». |
1876-1877 | Поездка во Францию; начало работы над произведениями на древнерусские былинные сюжеты. |
1877 | Вступил в брак с А. Рязанцевой. |
1878 | Принят в Товарищество передвижных художественных выставок; переехал в Москву. |
1884-1885 | Принял от А. Прахова предложение руководить работами по росписи Владимирского собора в Киеве, которые продолжались до 1896 года. |
1885 | Посещает Италию. |
1893 | Избран действительным членом Петербургской Академии художеств; строит дом в Москве по своему проекту. |
1902 | Награжден французским орденом Почетного легиона. |
1918 | Вступает в «Союз русских художников». |
1924 | Советом Министров РСФСР Васнецову назначена персональная пенсия. |
1926 | Скончался 23 июля в своем доме в 3-м Троицком переулке в Москве. |
Персональные выставки:
- 1899 Академия художеств, Петербург;
- 1904 Исторический музей, Москва;
- 1905 Академия художеств, Петербург;
- 1910, 1912 Москва.
Основные произведения:
«Чаепитие в трактире» (1874), «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Ковер-самолет» (1880), «Аленушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1881), картина-фриз «Каменный век» (1882), эскизы декораций к спектаклям Мамонтовской частной оперы «Снегурочка» (1902), «Русалка» (1885-1904), «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1898), эскизы к росписям Храма Христа Спасителя в Москве, церкви в Дармштадте, храма Александра Невского в Софии, Владимирского собора в Киеве. Серия портретов деятелей русской культуры.
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1846 году в селе Лопьял Вятской губернии в семье сельского священника, детство провел в селе Рябово. где родился младший брат, Аполлинарий. Обучался в духовном училище и семинарии в Вятке, откуда ушел с предпоследнего философского класса. Начал самостоятельные занятия графикой в 1866 году и живописью в 1867 году. В 1867 году переехал в Петербург, начал учиться в рисовальной школе на Бирже при Обществе поощрения художников под руководством И. Крамского до поступления в Императорскую Академию художеств (1868—1875), учится у П. Басина, В. Верещагина. Проживает в Петербурге до 1878 года, общается с М. Антокольским, И. Репиным, В. Поленовым, К. Савицким, В. Максимовым, В. Суриковым, П. Чистяковым, В. Стасовым. В 1871 году для иллюстрирования книги Н. Гоголя «Тарас Бульба» посещает Киев. В 1872—1874 годах участвуете постоянных выставках Общества поощрения художников.
В 1874 году впервые участвует в 3-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок с картиной «Чаепитие в трактире», становится постоянным экспонентом выставок передвижников. В 1876—1877 годах живет во Франции, участвует в выставках французских Салонов с картинами «уличной жизни», в 1877 году в Париже выполняет первые эскизы к картине «Богатыри», в том же году приезжает в Петербург. В 1878 году переехал в Москву. В 1885—1891 годах работает над росписями Владимирского собора в Киеве. В 1893—1894 годы по собственному проекту строит дом в Москве, где живет до своей кончины в 1926 году.
Художник был одним из первых мастеров в истории русского искусства, обратившихся к фольклору: тщательно изучал археологические находки эпох, когда формировался фольклор, времени «былинному, эпохам давним». Художник в свое время считался одним из лучших знатоков орнамента, византийского искусства и культуры Древней Руси. Именно поэтому он выступает в качестве консультанта и руководителя на росписи различных храмов в древнем стиле и реставрации подлинных монументов. В дальнейшем Васнецов становится главой целого направления в русской религиозной живописи, создает иконописную школу, ориентированную на создание новых форм церковного искусства на основе глубокого изучения традиций. Под руководством его учеников были выполнены работы на юге России, в Сибири.
Не только Васнецов, но и И. Билибин, Н. Рерих, К. Митрохин работают над созданием декоративного неорусского стиля. Архитекторы И. Ропет, А. Щусев создают постройки, творчески преобразуя древнерусскую традицию храмового строительства. В мастерских Абрамцева (в усадьбе Мамонтовых, под руководством Е. Поленовой), в Талашкине — у княгини М.Тенишевой руками народных мастеров создаются произведения по эскизам художников в древнерусском стиле. Художники неорусского направления ориентируются в своем творчестве на отечественное искусство разных эпох: А. Щусев обращается к новгородскому и псковскому строительству XII—XV веков, И. Билибин изучает «русское узорочье» XVII века. Васнецов обращается к археологическим находкам древних славянских поселений, в своих картинах реконструируя эпоху, где конкретные детали древности сочетаются с представлениями об истории рубежа XIX—XX веков. Колорит поздних произведений Васнецова, построенный на коричневатых, оливковых, лиловых тонах прекрасно вписывается в общую цветовую гамму русского модерна, «сумрачного угасания «серебряного века».