Венецианов Алексей Гаврилович
Художник-живописец, мастер бытового жанра. Произведений на темы крестьянской жизни, портретист, литератор
1780 | Родился в Москве в небогатой купеческой семье. |
1802 | Переезжает в Петербург, поступает учиться к В. Боровиковскому; копировал старых мастеров в Эрмитаже. |
1811 | За автопортрет признан Академией художеств «назначенным» художником. |
1812 | За «Портрет инспектора Академии художеств К. И. Головачевского стремя учениками» избран академиком. |
1815 | Покупает усадьбу Асафьево в Тверской губернии, переселяется туда вместе с женой М. В. Венециановой; рождение старшей дочери, Александры («Портрет дочери», 1826). |
1818 | Основывает собственную школу для крестьянских детей. |
1820-е | Расцвет творчества художника, создание картин на темы времен года: «Весна. Пахота», «Лето. Жатва», «Пастушок» (осень), «Старик» (зима). |
1823-1824 | «Гумно» - первая картина - обращение к крестьянской теме. |
1830-1840 | Поздний период живописного творчества, расцвет педагогической и критико- литературной деятельности; создание картин «Причащение умирающей» (1839), «Гадание на картах» (1842), «Туалет Дианы» (1847). |
1830 | Организация выставки 32 картин художников школы Венецианова в Петербурге. |
1847 | Умер в Петербурге. |
Алексей Гаврилович Венецианов был первым художником в истории русского искусства, который не только изображал быт крестьян, крестьянские жанры, но и создал поэтический образ крестьянской России, показал единство русского человека и окружающего гармонического мира.
Венецианов — мастер парадоксальный, совмещающий в себе противоречивые начала и добивающийся их гармоничного единства. Он пишет произведения маленького размера, традиционно — еще со времен малых голландцев — предназначенные для украшения жилых помещений. Подобно старым мастерам, он внимателен к деталям и с их помощью создает любовное изображение быта, предназначенное для спокойного созерцания. Но он тщательно отбирает каждую черточку реальности, прежде чем перенести ее на холст, оставляя то немногое, что обладает багажом воспоминаний; наделяет образ проникновенностью пережитого.
И хотя картины Венецианова невелики по размеру, его композиции монументальны, широта просторов, обилие света, льющегося с небосвода, фигуры, изображенные в ракурсе снизу, подчеркнуто величественны; глядя на них, создается впечатление грандиозности всего изображенного.
И хотя Венецианов не закончил Академию художеств, за искусно исполненные портреты он получил звание «назначенного художника», а спустя несколько лет и звание академика. Выросший в патриархальной купеческой семье в Москве, он стремился уехать из северной столицы, и, купив усадьбу в Тверской губернии, уехал в деревню, в надежде совмещать занятия искусством с хозяйственными делами. Он организовал первую в губернии школу для деревенских ребятишек, участвовал в управлении своей волости. Внимательное отношение к окружающему миру видится и в его работах начала 1820-х годов. Его первая работа этого периода — «Гумно». По легенде, Венецианов выпилил стену гумна, чтобы писать интерьеру крестьян, специально рассаженных художником, «закомпонованных» в реальном пространстве, как будто они заняты реальными заботами.
Почти фотографический эффект остановившегося мгновения текущей жизни стал и откровением, и неудачей художника: ему удалось передать зыбкое ощущение остановившейся на холсте случайности, но в то же время и кукольность, напряженность своих персонажей, ненатуральность всего происходящего. В этой картине крестьяне еще напоминают стаффаж, безличностное присутствие фигур в пространстве, похожих на фарфоровые статуэтки «типов» народов и занятий крестьян из классицистических дворцовых интерьеров. «Гумно» — первое обращение Венецианова к крестьянской теме, но уже здесь все залито золотым светом, художник гармонизирует цвета, тон. создает поэтическое идеальное пространство, созерцая которое наслаждаешься ощущением покоя, прощая условности и принимая их как режиссерский прием художника.
В это десятилетие Венецианов пишет картины «Гумно. Лето», «Весна. На пахоте», «Сон пастушка» и «Старик у огня». Не связанные между собой сюжетно, населенные разными персонажами, они составляют единую цепочку аллегорий времен года и одновременно цикла человеческой жизни и состояний души. В картине «На пахоте» художник пишет женщину у плуга в русском праздничном костюме и младенца, играющего на парящей земле. Это фигуры — аллегории обновления, начала жизни. В картине «На гумне» кормящая мать на золотистом фоне полей под маревом полуденного неба — середина жизни, золотое время. «Сон пастушка» — состояние остановившегося времени, предощущения наступления зимы, и хотя герой находится по эту сторону реки (через которую старец Харон перевозит в иной мир), уже открылось видение приближающегося перехода в мир иной. Венецианов сентиментален, он создает аллегории, овеянные легкой грустью, но не скорбью о переменах жизни.
«Старик у очага» — наиболее понятная работа, на первый взгляд просто портрет крестьянина. Но Венецианов во всех картинах этого цикла делает реалистические образы героев выпуклыми, более акцентированными, чем аллегорический смысл композиций. Художник пишет ряд портретов крестьян своей усадьбы, запечатлевая образы простых и суровых людей, красивых в своей естественности, не зажатых в рамки образцов красоты определенной эпохи. Образ простого человека как некий идеал пропагандировался разными авторами конца XVIII — начала XIX века, начиная от философов Просвещения Руссо и Дидро и заканчивая русским композитором М. Глинкой — создателем образа крестьянского героя Ивана Сусанина. У героев Венецианова мало индивидуальных черт, но все они необыкновенно симпатичны, близки нам, зрителям, и связаны между собой, как будто у всех крестьян в портретах единая природная душа.
В 1820-е годы школа Венецианова в его усадьбе приобретает новые черты: Алексей Гаврилович становится организатором одной из первых в России художественных школ. Он собирает способных учеников из крестьян, купеческих детей, соседей - помещиков. Его школа стала воплощением идеи объединения людей искусством. После нескольких лет жизни в усадьбе художник вместе с супругой и двумя дочерьми переезжает на зиму в Петербург, переносит туда и занятия своей школы. Художник наставлял своих подопечных учиться рисунку, копируя образцы античной скульптуры, как в Академии художеств, и внимательно наблюдать и изучать живую природу, стремиться передать биение жизни в картинах. Одним из учеников Венецианова был крепостной художник, тонкий живописец Григорий Сорока.
В поздние годы Венецианов обращается к извечным античным сюжетам: купание Венеры, античные богини и красавицы, но придает им сходство с простыми крестьянками, живыми душой и плотью.