Верещагин Василий Васильевич
Художник-живописец, общественный деятель. Путешественник. Мастер батальной картины. Пейзажист, автор этнографических зарисовок и бытовых картин. Художник-реалист, представитель Социально-критического направления романтического течения в живописи второй половины XIX века.
1842 | Родился в г. Череповце Вологодской губернии. |
1861-1863 | Учился в Академии художеств в Петербурге. |
1860-е | «Интерьер русского дворца». |
1864-1865 | Учился в Ателье Ж.-Л. Жерома в Париже. |
1867-1870 | Как художник-баталист прикомандирован к войскам действующей армии на театр военных действий в Туркестане. |
1868 | «Празднуют». |
1872 | «Апофеоз войны». |
1874-1876, 1882 | Путешествия по Европе, Азии, возвращение через Индию и Сибирь в Петербург. |
1874 | «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». |
1877-1878 | Участвует в походе русской армии в Болгарию, Сербию во время русско-турецкой войны. |
1884 | Поездка на Святую землю. Путешествие по Палестине. |
1890-е | Путешествие по США и Японии, поездка с персональными выставками. |
1904 | В качестве художника-баталиста, репортера участвует в военных действиях русско-японской войны; убит на русском флагманском судне «Петропавловск» у берегов Порт-Артура. |
А.Н. Бенуа: «Верещагин повторил в своей живописи то, что Толстой сделал в литературе... когда... русская публика видела картины Верещагина, часто такие простые и так цинично показывающие войну, ее грязь.... публика приходила в ярость от этого натурализма...».
Жанр, в котором работал известный русский художник Василий Васильевич Верещагин, принято называть батальным — он действительно много писал сцены сражений, воюющих солдат, последствия войны. Но назвать его баталистом было бы неправильно, ведь он, изображая войну, выражал свой протест против нее. Художник-баталист восхищен рисуемой им сценой, увлечен, как играющий мальчик солдатиками и пороховым дымом залпов орудий. Глядя на картины Верещагина, мы никогда не почувствуем восхищения баталией, но только ощутим драму происходящего и скорее воспротивимся ей, чем примем в сердце.
Василий Васильевич Верещагин родом из северного города Череповца. Русский Север подарил русской культуре XVIII—XIX веков целую плеяду самоучек, открывавших новые пути в науке и искусстве, — это и М. Ломоносов, и Ф. Шубин. Для них, как впоследствии и для Верещагина, новое учение давалось быстро: поздно начав, они перегоняли своих соучеников и вырывались на рубежи доселе неведомые. Были трудолюбивы и, казалось, двужильны. Василий Васильевич учился 8 классе батальной живописи у академических живописцев и среди студентов шел первым номером. По окончании он имеет стабильные заказы, положение в обществе. Он выбирает путь свободного художника, живущего своим творчеством. Произведения Верещагина были своеобразным, порою единственным, источником визуальной информации о дальних странах.
Работы художника получили признание в России, Европе, Америке — повсюду, куда приезжал мастер писать с натуры и показывать уже законченные вещи. Его неутомимость порождала легенды, он был своеобразным русским «сэром Генри» из произведений Уайльда — неуловимым и загадочным героем, постоянно находящимся на публике и постоянно открывающим выставки своих новых и новых произведений.
Верещагин в первые годы своего творчества был восторженно принят в Петербурге, но его самостоятельная точка зрения по вопросам войны, проявившаяся во время Туркестанской кампании и военной кампании в Болгарии в 1868 и 1878 годах, противоречащая царившим в обществе патриотическим настроениям, вызвала протесты официальных и даже антиправительственных кругов. Особенно поразила всех картина «Апофеоз войны», написанная по возвращении из Туркестана, изображающая груду выбеленных солнцем черепов в безжизненной пустыне. Простая символика прочитывалась всеми, художнику удалось создать реальный до натуралистичности и всеобъемлющий образ.
После антитурецкой кампании художник показал несколько картин, изображающих оборотную сторону победоносного сражения под Шипкой. Мертвые окровавленные тела на белом снегу, черные силуэты живых вызывают до сих пор содрогание, и хотя современный зритель уже привык к патологическим ужасам боевиков, простое изображение событий под Шипкой не оставляет равнодушным — художнику удалось найти каноническое решение темы, актуальное всегда.
Пейзажи Верещагина и его картины из жизни туркмен и японцев, индийцев привлекают богатством колоритов, простотой и доступностью образов.