Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич

Художник-живописец, общественный деятель. Путешественник. Мастер батальной картины. Пейзажист, автор этнографических зарисовок и бытовых картин. Художник-реалист, представитель Социально-критического направления романтического течения в живописи второй половины XIX века.

Основные этапы жизни
1842 Родился в г. Череповце Вологодской губернии.
1861-1863 Учился в Академии художеств в Петербурге.
1860-е «Интерьер русского дворца».
1864-1865 Учился в Ателье Ж.-Л. Жерома в Париже.
1867-1870 Как художник-баталист прикомандирован к войскам действующей армии на театр военных действий в Туркестане.
1868 «Празднуют».
1872 «Апофеоз войны».
1874-1876, 1882 Путешествия по Европе, Азии, возвращение через Индию и Сибирь в Петербург.
1874 «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
1877-1878 Участвует в походе русской армии в Болгарию, Сербию во время русско-турецкой войны.
1884 Поездка на Святую землю. Путешествие по Палестине.
1890-е Путешествие по США и Японии, поездка с персональными выставками.
1904 В качестве художника-баталиста, репортера участвует в военных действиях русско-японской войны; убит на русском флагманском судне «Петропавловск» у берегов Порт-Артура.
Ананури Ананури

А.Н. Бенуа: «Верещагин повторил в своей живописи то, что Толстой сделал в литературе... когда... русская публика видела картины Верещагина, часто такие простые и так цинично показывающие войну, ее грязь.... публика приходила в ярость от этого натурализма...».

Жанр, в котором работал известный русский художник Василий Васильевич Верещагин, принято называть батальным — он действительно много писал сцены сражений, воюющих солдат, последствия войны. Но назвать его баталистом было бы неправильно, ведь он, изображая войну, выражал свой протест против нее. Художник-баталист восхищен рисуемой им сценой, увлечен, как играющий мальчик солдатиками и пороховым дымом залпов орудий. Глядя на картины Верещагина, мы никогда не почувствуем восхищения баталией, но только ощутим драму происходящего и скорее воспротивимся ей, чем примем в сердце.

Апофеоз войны Апофеоз войны

Василий Васильевич Верещагин родом из северного города Череповца. Русский Север подарил русской культуре XVIII—XIX веков целую плеяду самоучек, открывавших новые пути в науке и искусстве, — это и М. Ломоносов, и Ф. Шубин. Для них, как впоследствии и для Верещагина, новое учение давалось быстро: поздно начав, они перегоняли своих соучеников и вырывались на рубежи доселе неведомые. Были трудолюбивы и, казалось, двужильны. Василий Васильевич учился 8 классе батальной живописи у академических живописцев и среди студентов шел первым номером. По окончании он имеет стабильные заказы, положение в обществе. Он выбирает путь свободного художника, живущего своим творчеством. Произведения Верещагина были своеобразным, порою единственным, источником визуальной информации о дальних странах.

Богатый киргизский охотник с соколом Богатый киргизский
охотник с соколом

Работы художника получили признание в России, Европе, Америке — повсюду, куда приезжал мастер писать с натуры и показывать уже законченные вещи. Его неутомимость порождала легенды, он был своеобразным русским «сэром Генри» из произведений Уайльда — неуловимым и загадочным героем, постоянно находящимся на публике и постоянно открывающим выставки своих новых и новых произведений.

Бурлак с шапкою в руке Бурлак с шапкою в руке

Верещагин в первые годы своего творчества был восторженно принят в Петербурге, но его самостоятельная точка зрения по вопросам войны, проявившаяся во время Туркестанской кампании и военной кампании в Болгарии в 1868 и 1878 годах, противоречащая царившим в обществе патриотическим настроениям, вызвала протесты официальных и даже антиправительственных кругов. Особенно поразила всех картина «Апофеоз войны», написанная по возвращении из Туркестана, изображающая груду выбеленных солнцем черепов в безжизненной пустыне. Простая символика прочитывалась всеми, художнику удалось создать реальный до натуралистичности и всеобъемлющий образ.

После антитурецкой кампании художник показал несколько картин, изображающих оборотную сторону победоносного сражения под Шипкой. Мертвые окровавленные тела на белом снегу, черные силуэты живых вызывают до сих пор содрогание, и хотя современный зритель уже привык к патологическим ужасам боевиков, простое изображение событий под Шипкой не оставляет равнодушным — художнику удалось найти каноническое решение темы, актуальное всегда.

Пейзажи Верещагина и его картины из жизни туркмен и японцев, индийцев привлекают богатством колоритов, простотой и доступностью образов.

Другие картины художника:

Мраморная набережная На мосту Пикет на Балканах Портрет бачи Смертельно раненый Торжествуют
 
Всего комментариев: 0

[скрыть редактор]