Воробьёв Максим Никифорович
Художник-живописец, пейзажист, мастер городского пейзажа. Академик Академии художеств, руководитель класса «живописи пейзажей и перспективы». Поздний романтик.
1787 | Родился в Москве. |
1818-1819 | Ранний период самостоятельного творчества по окончании Академии художеств, создание ряда карандашных и живописных видов Москвы. |
1818 | «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста». |
1820-1821 | Путешествие в Святую землю, создание картины «Иерусалим ночью». |
1828 | Прикомандирован в качестве художника к действующей армии на театр военных действий во время русско-турецкой войны, пишет ряд батальных картин. |
1828 | «Взрыв Варны». |
1829-1844, 1845-1855 | Петербургский период творчества. |
1835 | «Вид пристани с египетскими сфинксами у Академии художеств утром». |
1844-1845 | Путешествие в Италию. |
1848 | «Дуб, пораженный молнией» |
1830-1854 | Руководил классом «живописи пейзажей и перспективы» Академии художеств. |
1855 | Умер от белой горячки в Петербурге. |
Ученик знаменитого петербургского архитектора Ж. Тома де Томона, Воробьев стал автором панорамных ландшафтов Москвы, восстановленной после пожара войны 1812 года. Стаффажные фигурки, необходимые для определения масштаба сооружений, нежные краски вызывают в памяти пейзажи русских художников XVIII века Ф. Алексеева, С. Щедрина, Мих. Иванова, создававших развернутые «першпективы», имевшие не только художественный, но и познавательный характер. Родоначальником этой традиции в России можно назвать наряду с европейскими мастерами русского рисовальщика и гравера А. Зубова, автора «Панорамы Петербурга» (1716), сюиты из восьми объединенных вместе листов. Вслед за ним граверы и живописцы И. Зубов, А. Ростовцев, М Махаев создают произведения-документы реальных исторических событий и зримые проекты архитектурных, парковых и градостроительных идей.
Воробьев в ранние годы отличается изысканной, фарфоровой мягкостью колорита, простоту классицистических «трехплановых» композиций он обыгрывает занимательными сценками среди фигурок на переднем плане. Позже он уходит от завлекательности сюжета, вводящего зрителя в пейзаж. Пейзаж Иерусалима отличается фантастическим настроением. Безлюдная ночь. Будто драгоценный камень, над городом сияет купол храма Соломона. Город, как туман, рассеивается в чаше гор. Магический синий колорит, эффектно льющийся лунный свет создают ощущение призрачности города: будто видение, встает он. впервые увиденный путником или рыцарем, ищущим Чашу Грааля.
В дальнейшем, по возвращении в Петербург Воробьев пишет сложные природные состояния города. Туманное утро, ночь, дневное марево необходимы ему для изображения архитектуры города Петра. Выстроенные в духе официальной архитектуры здания в эти мгновения теряют свой благополучный сценическую облик, размывается четкость маски, и они предстают в своей призрачной, метафизической таинственности. Воробьев был первым, кто сумел передать легендарную сущность города на болотах, его особую, завлекающую красоту, манящую перспективу улиц, романтику города-сна. В поздних работах Воробьев стремится обобщить виденные им пейзажи до символических образов, наполненных смятением гроз, порывов ветра, вспышек молний и сияния луны. Фантастическое преображение мира в пейзажах этого мастера уже для современников утратило актуальность, лишилось чувства новизны. Подобно утратившему интерес публики замечательному живописцу, предтече пленэрной живописи С. Щедрину в Италии, Воробьев в конце жизни был известен скорее как талантливый преподаватель перспективы.
Положение руководителя пейзажного класса было непрестижным даже в академической иерархии: подобно портрету, пейзаж считался долгое время подчиненным, второстепенным жанром, более ремеслом, чем искусством. Отказ пейзажисту в тонкости чувств и умении создать композицию (художник пишет с натуры, а не выдумывает, соответственно, не творит — таково было распространенное мнение в среде зрителей) тяготило Воробьева. Подобно Ф. Шубину, ведущему скульптору-портретисту XVIII века, чье искусство приравнивалось к ремесленному умению, Воробьев пытался изменить сложившееся мнение, обрести в глазах публики статус творца. Учеником Воробьева был И. Айвазовский.