Врубель Михаил Андреевич
Живописец-монументалист, художник театра, скульптор. график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно. Художник-символист, представитель романтического направления русского модерна.
1856 | Родился в Омске. |
1874-1879 | Учился в Петербургском университете на юридическом факультете. |
1878-1883 | Занимается в Императорской Академии художеств в Петербурге в классе профессора П. Чистякова. |
1883 | «Натурщица в обстановке Ренессанса». |
1883 | «Гамлет и Офелия». |
1882-1887 | Работает в Киеве на реставрации росписей Софии Киевской, под руководством Прахова. Эскизы к росписям Кирилловской церкви и Владимирского собора в Киеве, среди них «Надгробный плач (Пьета)», «Воскресение». |
1884-1885 | Поездка в Италию и Испанию. Панно «Венеция» и «Испания» (по мотивам поездки в Европу) |
1887 | Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». |
1890 | «Демон сидящий». |
1889-1891 | Сближение с мамонтовским кружком, переселяется в Москву. |
1895 | Работает в Абрамцеве, пишет эскизы костюмов и декораций к операм П. Чайковского «Чародейка» и А. Серова «Рогнеда», «Снегурочка», «Аида». |
1896 | Панно для Нижегородской ярмарки «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», исполняет панно для дома Мамонтова «Фауст и Мефистофель». |
1897 | Участвует в оформлении гостиницы «Метрополь» в Москве; пишет «Портрет С.И. Мамонтова». Женится на певице мамонтовской оперы Н. Забеле. |
1899-1900 | Майоликовые работы из мастерской в Абрамцеве на мотивы сюжета «Снегурочки», египетские и древнерусские мотивы. |
1900-1906 | Графические портреты Н. Забелы-Врубель, В. Брюсова, Усольцевых. |
1900 | «Сирень», «Царевна-лебедь» (портрет Н. Забелы-Врубель). |
1900 | Рождение и смерть сына. |
1902 | «Демон поверженный». |
1903 | Первые приступы душевной болезни, помещен в клинику доктора Усольцева. |
1904 | «Шестикрылый серафим», «Жемчужина». |
1907 | С. Дягилев проводит выставку Врубеля в Париже в программе «Русских сезонов». |
1910 | Умирает в клинике. |
Основные четыре периода творчества: обучение в Академии художеств; работа в Киеве (вторая половина 1880-х), знакомство с искусством и культурой древности; широкая, разносторонняя деятельность в Москве (с 1890-х по 1902), от «Демона сидящего», до «Демона поверженного» («Третьего Демона»), последние годы сознательной жизни (1903-1906).
Врубель о своем творчестве: «Слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».
Врубель «есть одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей вконце ХIХ века» (Н. Ге).
«Среди современности Врубель стоит как художник Возрождения» (критик Яремич). Врубель казался «слишком новым даже среди новых».
Современников раздражала двойственность его искусства, заложенная в стиле. Осязательно красивая поверхность картин и керамики, декоративных панно похожа на драгоценные камни, чей блеск притягивает взгляд, но холодные грани отталкивают, не пускают проникнуть к источнику сияния.
В жизни Врубель был знаком со многими представителями русской культуры того времени, это и В. Серов, И. Репин, П. Чистяков, К. Маковский, К. Сомов, А. Бенуа, С. Дягилев, Н. Забела-Врубель, С. Мамонтов, А. Прахов, Л. Бакст, и многие другие. В искусстве он близок с русскими художниками В. Борисовым-Мусатовым, П. Кузнецовым .
Врубель после поездки по Италии страстно увлекается итальянским Ренессансом и произведениями испанского художника М. Фортуни, с которыми он познакомился в Европе. Артистическое владение формой, выбор драматических сюжетов, воплощение их в острых жестах, откровенных взглядах — выразительные средства европейского символизма входят в арсенал русского художника Врубеля. Ученик П. Чистякова, он стал не только замечательным рисовальщиком, как все ученики профессора (а среди них В. Суриков, И. Репин), но «огранку формы», подчеркивание в рисунке структуры предмета сделал ярким изобразительным приемом живописи.
Демон Врубеля первоначально не носил для самого художника негативной характеристики, он виделся ему гонимым, тоскующим духом, только в конце жизни он стал восприниматься Врубелем как злое начало. Демон Врубеля был во многом близок лермонтовскому Демону — воплощению романтического идеала. Среди многих оттенков врубелевского Демона три доминанты. Это Демон сомнения, обуреваемый гордостью познания, вторая ипостась — «примиряющаяся», как у Лермонтова: «Похож на вечер ясный — ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет», таков «Демон сидящий», написанный по приезде в Москву. «Молодая, уныло-задумчивая фигура». Третий лик — отверженный и ожесточенный герой, «проклинающий проклятие».
В первой композиции, «Демон сидящий» Врубель помещает героя среди фантастического лиловотерракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов на фоне закатного неба. «Сумерки — трещина между мирами», проникновение в области невидимого, фантастического, которое становится зримым в неясном свете заката — эта тема Врубеля волновала и других художников рубежа веков. Уже после смерти Врубеля его «демоны» на персональной выставке в Париже привлекли внимание П. Пикассо, в них другой гений искусства XX века услышал родственный ритм, родные цветовые мелодии.