Врубель Михаил Андреевич

Врубель Михаил Андреевич

Живописец-монументалист, художник театра, скульптор. график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно. Художник-символист, представитель романтического направления русского модерна.

Основные этапы жизни
1856 Родился в Омске.
1874-1879 Учился в Петербургском университете на юридическом факультете.
1878-1883 Занимается в Императорской Академии художеств в Петербурге в классе профессора П. Чистякова.
1883 «Натурщица в обстановке Ренессанса».
1883 «Гамлет и Офелия».
1882-1887 Работает в Киеве на реставрации росписей Софии Киевской, под руководством Прахова. Эскизы к росписям Кирилловской церкви и Владимирского собора в Киеве, среди них «Надгробный плач (Пьета)», «Воскресение».
1884-1885 Поездка в Италию и Испанию. Панно «Венеция» и «Испания» (по мотивам поездки в Европу)
1887 Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон».
1890 «Демон сидящий».
1889-1891 Сближение с мамонтовским кружком, переселяется в Москву.
1895 Работает в Абрамцеве, пишет эскизы костюмов и декораций к операм П. Чайковского «Чародейка» и А. Серова «Рогнеда», «Снегурочка», «Аида».
1896 Панно для Нижегородской ярмарки «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», исполняет панно для дома Мамонтова «Фауст и Мефистофель».
1897 Участвует в оформлении гостиницы «Метрополь» в Москве; пишет «Портрет С.И. Мамонтова». Женится на певице мамонтовской оперы Н. Забеле.
1899-1900 Майоликовые работы из мастерской в Абрамцеве на мотивы сюжета «Снегурочки», египетские и древнерусские мотивы.
1900-1906 Графические портреты Н. Забелы-Врубель, В. Брюсова, Усольцевых.
1900 «Сирень», «Царевна-лебедь» (портрет Н. Забелы-Врубель).
1900 Рождение и смерть сына.
1902 «Демон поверженный».
1903 Первые приступы душевной болезни, помещен в клинику доктора Усольцева.
1904 «Шестикрылый серафим», «Жемчужина».
1907 С. Дягилев проводит выставку Врубеля в Париже в программе «Русских сезонов».
1910 Умирает в клинике.
Венеция Венеция

Основные четыре периода творчества: обучение в Академии художеств; работа в Киеве (вторая половина 1880-х), знакомство с искусством и культурой древности; широкая, разносторонняя деятельность в Москве (с 1890-х по 1902), от «Демона сидящего», до «Демона поверженного» («Третьего Демона»), последние годы сознательной жизни (1903-1906).

Врубель о своем творчестве: «Слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».

Голова Демона Голова Демона

Врубель «есть одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей вконце ХIХ века» (Н. Ге).

«Среди современности Врубель стоит как художник Возрождения» (критик Яремич). Врубель казался «слишком новым даже среди новых».

Современников раздражала двойственность его искусства, заложенная в стиле. Осязательно красивая поверхность картин и керамики, декоративных панно похожа на драгоценные камни, чей блеск притягивает взгляд, но холодные грани отталкивают, не пускают проникнуть к источнику сияния.

Демон поверженный Демон поверженный

В жизни Врубель был знаком со многими представителями русской культуры того времени, это и В. Серов, И. Репин, П. Чистяков, К. Маковский, К. Сомов, А. Бенуа, С. Дягилев, Н. Забела-Врубель, С. Мамонтов, А. Прахов, Л. Бакст, и многие другие. В искусстве он близок с русскими художниками В. Борисовым-Мусатовым, П. Кузнецовым .

Врубель после поездки по Италии страстно увлекается итальянским Ренессансом и произведениями испанского художника М. Фортуни, с которыми он познакомился в Европе. Артистическое владение формой, выбор драматических сюжетов, воплощение их в острых жестах, откровенных взглядах — выразительные средства европейского символизма входят в арсенал русского художника Врубеля. Ученик П. Чистякова, он стал не только замечательным рисовальщиком, как все ученики профессора (а среди них В. Суриков, И. Репин), но «огранку формы», подчеркивание в рисунке структуры предмета сделал ярким изобразительным приемом живописи.

Демон сидящий Демон сидящий

Демон Врубеля первоначально не носил для самого художника негативной характеристики, он виделся ему гонимым, тоскующим духом, только в конце жизни он стал восприниматься Врубелем как злое начало. Демон Врубеля был во многом близок лермонтовскому Демону — воплощению романтического идеала. Среди многих оттенков врубелевского Демона три доминанты. Это Демон сомнения, обуреваемый гордостью познания, вторая ипостась — «примиряющаяся», как у Лермонтова: «Похож на вечер ясный — ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет», таков «Демон сидящий», написанный по приезде в Москву. «Молодая, уныло-задумчивая фигура». Третий лик — отверженный и ожесточенный герой, «проклинающий проклятие».

В первой композиции, «Демон сидящий» Врубель помещает героя среди фантастического лилово­терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов на фоне закатного неба. «Сумерки — трещина между мирами», проникновение в области невидимого, фантастического, которое становится зримым в неясном свете заката — эта тема Врубеля волновала и других художников рубежа веков. Уже после смерти Врубеля его «демоны» на персональной выставке в Париже привлекли внимание П. Пикассо, в них другой гений искусства XX века услышал родственный ритм, родные цветовые мелодии.

Другие картины художника:

Испания Итальянский рыбак Портрет В.Я. Брюсова Египтянка Желтые розы Жемчужина
 
Всего комментариев: 0

[скрыть редактор]